Zhaina - Нахская библиотека Добавить в ИзбранноеВ закладки Написать редакцииНаписать RSS лентаRSS
логин: пароль:
Регистрация! Забыли пароль?
Библиотека

Поиск
Опрос

Язык
История
Культура
Литература
Родина
Народ


Рассылка

» История » «Вайнахи и аланы»
«Вайнахи и аланы» Руслан Арсанукаев
Моим родителям-отцу Дауду (1908-1993) и матери Совдат (Мустафиновой-Закриевой) Арсанукаевым посвящается
 
ОТ АВТОРА

Предлагаемая на суд читателя работа была написана еще в 1982-84 годах, как диссертация ("Аланы в раннесредневековой истории Чечено-Ингушетии") под научным руководством известного археолога, доктора исторических наук, профессора, Члена-корреспондента (ныне академика) АН Грузинской ССР, директора Центра археологических исследований АН Грузинской ССР Отари Давидовича Лордкипанидзе.
 
Работа была рецензирована научными сотрудниками Института Археологии АН СССР докторами исторических наук В.И.Марковиным и М.П.Абрамовой. Однако, в силу ряда обстоятельств, защита диссертации не состоялась. Кроме того, лишь в 1990 году (при самом деятельном участии известного московского археолога-кавказоведа, доктора исторических наук Владимира Ивановича Марковина) автору удалось впервые попасть на научную конференцию с докладом по данной проблеме.
 
24 октября 1991 года диссертация была обсуждена на расширенном заседании Ученого Совета отдела славяно-русской археологии (зав.отд. доктор исторических наук, профессор Светлана Павловна Плетнева) Института Археологии АН СССР и рекомендована к защите на соискание ученой степени, с учетом некоторых замечаний.
В апреле 1999 года Ученым Советом Государственного Института социальных и политических исследований им.А.Авторханова Чеченской Республики Ичкерия работа была рекомендована к изданию отдельной книгой.
В настоящем издании представлен, с некоторыми дополнениями и изменениями, вариант диссертации 1982-84 годов, который мы предварили отдельной вводной статьей "О происхождении названий и самоназваний чеченцев и ингушей".
 
Основные положения данной работы изложены в следующих научных публикациях автора:
 
-Древности вайнахов и аланская проблема //XVI "Крупновские чтения" по археологии Северного Кавказа. Тезисы докладов. Ставрополь, 1990. С 73-73;
 
-Еще раз к вопросу об истоках катакомбного обряда погребений в предгорной зоне центральной части Северного Кавказа// Актуальные проблемы истории дореволюционной Чечено-Ингушетии. Региональная научная конференция: тезисы докладов и сообщений. Грозный, 1990. С.19-20;
 
-Аланы по письменным источникам//Актуальные проблемы истории дореволюционной Чечено-Ингушетии. Региональная научная конференция: тезисы докладов и сообщений. Грозный, 1990. С.20-22 (в соавторстве с М.Х.Ошаевым); - Некоторые вопросы этнической истории Северного Кавказа//Проблемы происхождения нахских народов. Всесоюзная научная конференция: тезисы докладов и сообщений. Шатой, 1991. С.27-29;
 
- Некоторые вопросы интерпретации раннесредневековых бытовых памятников Чечено-Ингушетии//XVII "Крупновские чтения" по археологии Северного Кавказа. Тезисы докладов. Майкоп, 1992. С.79-80.
 
- Некоторые вопросы этнической истории Северного Кавказа// Проблемы происхождения нахских народов. Материалы научной конференции, состоявшейся в Шатое в 1991 г.Махачкала, 1996. С.187-189.
 
Автор считает своим долгом выразить искреннюю признательность ученым-археологам, историкам, языковедам, этнографам д.и.н., проф. академику О.Д.Лордкипанидзе, д.и.н. В.И.Марковину, к.ф.н. Я.Вагапову , д.и.н. М.П.Абрамовой, д.и.н. А.И.Шавхелишвили, д.и.н. ; проф. Р.М.Мунчаеву, д.и.н.; проф. А.И.Робакидзе , д.и.н.; проф. С.П.Плетневой, д.и.н., М.Мужухоеву, д.и.н., Р.Рамишвили, д.и.н. М.Кантария, д.и.н. Л.Маргошвили, д.и.н. Б.Гамкрелидзе , Г.Гамбашидзе, к.и.н. М.Багаеву, к.и.н. Д.Чахкиеву и др. за всестороннюю помощь (критическими замечаниями, дельными советами и добрым человеческим участием) оказанную во время работы над данной темой, а также Вахе Эламбаеву и Зелимхану Мусаеву за большую помощь при подготовке настоящего издания.
 
Руслан Арсанукаев  arsanouk@hotmail.com
Источник:
http://kachu.nm.ru/
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
1) Zorro (20 апреля 2008 20:37)
Нужно почитать
2) Фиолетик (20 апреля 2008 21:15)
Интересно, но никто не может толком знать историю и истину sad. Всего лишь догадки, предложения, заблуждения feel....
3) ИНГУШ (22 апреля 2008 16:05)
Вот это вещь!
Давно хотел прочитать!
4) Ангел (25 апреля 2008 18:15)
Люблю такие книгикоторые написаны давно,но не потеряли своей актуальности
5) Sheress (27 апреля 2008 11:52)
У меня мама давно хочет прочесть,сенкиlovewinked
6) Нах (20 августа 2008 19:31)
Арсанукаев это нах-историк который не сломался. К сожалению их единицы, потому наша история перевернута, чтобы мы не нашли начало, споря о том кто из нахов старинее. Вейнахи все одинаковы, спорить можно только об языке, и соблюдает ли нах Кодекс Чести Эздел, без которого он не нах, а хурдел, не помнящий родства, антипод Эздела.

Г1АЛГ1АЙ\ Г1АЛХОЙ\ - ингуш, Г1АЛАНЧОЖ! – название местности!!! КОРЕНЬ в обоих случаях Г1АЛ-\имя бога Алла – без арабского «ха» Аллаха\., где Г1 нельзя путать с русской буквой «Г», оно больше слышится как «хА».. \опять наблюдаем привязку названия народа к имени бога \
«ХОЙ» – древнее окончание рода, «ЧОЖ» – название важного места, имя. Примеры; -- Лоужхой-Чож; Чожи-Чу. ... Чож Мирзаханов - ингушский старшина
« Г1АЛ » древневейнахское слово. Возможно « Г1АЛ-ОЙ» и есть слово «АЛОЙ» «АЛА-Н»\по Марру\, ведь «Г1» не слышится в слове.\историк МАРР говорил, что аланы произносилось именно так «haL» /. В слове Г1-АЛАН-ЧОЖ, ясно видится и слышится международное название АЛАН !!! Слово «АЛАН» – стоит корнем в название местности. Буквальный перевод слова « АЛАНЧОЖ» - «МЕСТО АЛАНА» .
Аланы отступившие в горы с равнины, не могли не оставить свое личное название в название наций и конкретной местности.!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
!!!!!!!!

7) wirtgen (4 октября 2008 23:58)
Прочел книгу и очень многое переосмыслил.
8) scandinavien (7 мая 2009 18:25)
Марр не является на данный момент для передовых лингвистов источником фактов!!!!

фраза иоанна цецца все же признана ираноязычной!! исходя из закономерностей переходов слов из иранского фонда в осетинский!! то есть - предки осетин не говорили на нынешнем осетинском языке, а на том , который был в то время иранском наречии!!!

слово "ардуз" - поляна(осет) по данным автора не имеет иранского корня!! проверил сам лично!!!! оказалось что ИМЕЕТ!!!!!! значит с данной работой предстоит посидеть и проверить ее правдивость!!!!

Из Древнеармянской версии: ”Затем вновь собрались хазирки и поставили [себе] царя, создали великое войско, и прошли сквозь врата Дарубанда на Торгомосов до долины Арарата и Масеса, посекли и полонили их, ибо было [хазаров] множество. Остались лишь [нетронутыми] города северные и крепость из сырцового материала Хунан, и Самшойлтэ, и Даби, и Егрсис. И нашли хазирки другие ворота, которые зовут Дариалай, и умножились набеги на Торгомосов и сделали их также данниками. Первых пленников из армян и картлийцев венценосец Хазрац выдал своему сыну Уовбосу и некоторую часть Ковкаса от реки Гамека до окончания горы на западе, и застроил Уовбос со своим родом землю, которая называется Овсэт. А некий Дердзук, муж знатный среди сынов Ковкаса, ушел и укрепился на одинокой горе и платил дань венценосному Хазрацу и назвал то место Дурдзукэт. Тот же венценосец Хазрац дал сыну своего отца часть [владений] Лекана, к востоку от Дарубанда до реки Гумека на западе, выдал ему пленников Рана и Мовкана, и здесь он построил свое жилище. А некий Хузуних, сын Лекана, вступил в горные теснины и построил собственный город, названный [им] собственным именем Хузуних”. (Абуладзе, с. 15-17).

Ядром этого повествования, как уверенно считает Л. М. Меликсет-Бек, должно быть описанное в армянских источниках нашествие хазар в Армению, Грузию и Албанию на рубеже VII-VIII вв. (Меликсет-Бек Л. М. Хазары по древнеармянским источникам в связи с проблемой Моисея Хоренского. - В кн.: Исследования по истории культуры народов Востока. Л., 1960, с. 116). (Вероятно, в этот период стало известно народам Закавказья и название хазары). Имея смутные представления об истории Кавказа до ”походов Александра”, Мровели (или его источник) переместил это событие в доэллинистическую эпоху. В литературе установлено, что в повествовании о нашествии ”хазар” древнегрузинский хронист имел в виду походы скифо-сарматских племен второй половины I тыс. до н. э. (Миллер В. Ф. Осетинские этюды, т. III, с. 15-21; Меликишвили Г. А. К истории древней Грузии, с. 35; Виноградов В. Б. Сарматы Северо-Восточного Кавказа, с. 140-141; Ковалевская В. Б. Указ. соч.).

http://www.alanica.ru/library/Mroveli/ko
m.htm
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
© 2005—2015 Нахская библиотека