Zhaina - Нахская библиотека Добавить в ИзбранноеВ закладки Написать редакцииНаписать RSS лентаRSS
логин: пароль:
Регистрация! Забыли пароль?
Библиотека

Поиск
Опрос

Язык
История
Культура
Литература
Родина
Народ


Рассылка

» История » «Мы - единый народ»
«Мы - единый народ» Джамбулат Сулейманов (Болатойха Джамболат)
Глава I. Экскурс в прошлое.

Современный вайнахский народ, как и всякий другой народ, имеет вполне естественную структуру, в которой основное его ядро централизует части народа в единое этническое целое. Но с началом колонизации Россией Кавказа запущены в ход политические механизмы децентрализации вайнахов - с целью расчленить их на части, а затем, вовсе, расщепить на простое человеческое поголовье, не осознающее себя народом, чтобы в дальнейшем ассимилировать. Все усилия огромной державы направлены на то, чтобы поставить крест на единственном народе, находящего силы оказывать сопротивление Северной империи со дня её зарождения и по сегодняшний день.

Для этой цели в народную среду запушены разного рода мифы, вроде вышеупомянутого мифа "разбойничьего гнезда" и ненахского происхождения многих вайнахских тайпов, "неисторического народа", "диких горцев, не видевших равнину" и т.д. Одним из таких достаточно распространённых российских мифов является миф о "двух нахских народах". Этот миф сегодня - один из наиболее культивируемых зложелателями единого нахского народа, миф, который стараются удревнить для того, чтобы тем самым обосновать правомочность раскалывания единой нации.

Чтобы объяснить процессы, происходившие внутри нахского этноса в новое время и происходящие сегодня, надо отчасти коснуться и его истории древнего и средневекового периода, чтобы отметить некоторые судьбоносные моменты в истории развития внутриэтнических взаимоотношений нахов. Хотя мы и понимаем, что это тема для отдельной большой работы, постараемся лаконично и последовательно ввести читателя в суть некогда развивавшихся исторических событий, чтобы не были ущербными доводы основной части книги, для понимания которых необходимо знать предысторию.

Автору этих строк также приходилось слышать что-то вроде сказания о том, что нахи - нахчий подразделяются на два вида и что центром одних (горцев) является Шемаха*, а других (равнинников) - урочище Нашах. [*Возможно, что это одноимённый город в Азербайджане, где на территории древнего государства Кавказская Албания определённо проживало нахское племя гаргареев или же ближневосточный район Шам, плюс суффикс /-ах/.] Но это не деление на два этноса, а лишь внутриэтническое деление по ландшафтному признаку на ламарой и аренхой, линия раздела между которыми проходила по гребню Скалистого хребта.

Тип хозяйствования горцев и жителей плоскости, а в связи с этим и их образ жизни, издавна и по естественным причинам резко отличаются. Среди всех народов это всегда приводило к некоторому различию характеров и мировоззрения горных и равнинных соплеменников. То же самое было и есть до сих пор среди вайнахов. Но и ламрой (горцы) и ареной/аренхой (равнинники) как и сегодня, так и в прошлом осознавали свою принадлежность к единому народу нахчий. Хотя это не исключало стычек между ними на бытовом уровне, но, однако, не говорит о взаимной враждебности.

Горы к северу от Скалистого хребта, включающие в себя Пастбищный хребет (Мангал туху лаьмнаш) и лесистые предгорья Чёрных гор (аьрцнаш), всегда принадлежали плоскостникам-предгорникам хьалара нах (люди верховий) или арцхой (от арц/аьрцнаш - предгорья) и служили для них летними пастбищами, лугами для покосов и лесными угодьями. А в неспокойные времена они служили для них укрытием, то есть тылом, базовым районом. О том, что дела обстояли именно так, свидетельствует и то, что зимние пастбища горцев, живущих южнее Скалистого хребта, находились далеко в степи, а не у подножья гор или на Чеченской равнине.

Население районов севернее Скалистого хребта, несмотря на то, что оно не является насельниками плоскости, никогда не называлось ламарой - горцы. Лишь в недавнее время, когда после возвращения из высылки в Среднюю Азию и Казахстан, многие из хьалархой/арцхой вместе с ламарой расселились на плоскости, обыватель перестал различать их и называет всех вместе ламарой, чем сами плоскостники-предгорники - хьалара нах до сих пор не согласны.

Жители указанных районов называются нашхой и нахчамахкахой или нашхамахкахой в древней интерпретации этого названия, то есть происходящие из страны Нашха. А тукхумы - племена чIебарлой, шотой, аьккхий, орстхой и другие тукхумы и тайпы, территория которых также расположена в этих горах и предгорьях наряду с территориями нашхой и нашха/нахчамахкахой, заявляют, что они также являются выходцами из урочища Нашха. Фактически эти общества-тукхумы, не принадлежащие к горцам-ламарой, и являются равнинниками - аренхой/аран-ой = алан-ой, подразделяясь на хьалархой (жители верховий) и вахьархой (жители низовий).

А чеченская плоскость - это вовсе не равнина как представляется многим, а лишь горная долина, окружённая предгорьями. Истинная равнина начинается лишь за Тереком. И потому как хьаларой, так и вахьархой по сути, являются жителями лесистых предгорий арцхой, от которых и берёт своё название этноним арстхой/эрстхой/орстхой.

Основанием для утверждений некоторых учёных-этнографов, что нахи подразделяются на два этнических образования, имеющих разное происхождение, явилось и то, что среди тукхумов и тайпов, живущих южнее Скалистого хребта, таких как маьлхий, мIайстой, тIерлой, чIаьнтий и другие, не имеет широкого распространения, а в отдельных тайпах и вовсе отсутствует, предание, заявляющее о том, что они выходцы из Нашха. Более того, материалы фольклорно-этнографических экспедиций, а также таьптары (родовые журналы) свидетельствуют о том, что многие из них, вроде зумсой, чартой, чIаьнтий, хьачарой, поселились в этих горах, придя с южных склонов Главного Кавказского хребта, в прошлом также заселённых нахами, и даже с более отдалённых мест, из гор Передней Азии, то есть они являются исконными горцами - ламарой.

Но всё намного проще, чем это хочется представить мелкотайповым сепаратистам. Дело в том, что топоним "Нашха" в прошлом вбирал в себя более обширный регион, чем сегодня. В него входили и Горная Аьккха, и Маьлхиста, и МIайста и Цхорой-мохк, и ТIерла (или ТIера), и другие горные территории. Естественно, что среди тукхумов - равнинных племён, вышедших из Нашха и расселившихся на новых территориях, есть предания об этом событии, но среди горных тукхумов, чья территория входила в древний Нашха, нет этих преданий, так как они никуда из Нашха не выходили, но дали названия отдельным её частям, таким как Маьлхиста - край солнца, ТIера - сверху или верхний край, Аьккха - горное плато, ровно место в горах, МIайста - край вершины (рога) и т.д. Все исконные нахские тайпы, включая ингушей, чей предок ГIа по их же преданиям переселился в Кхекхялой из ущелья Геши, расположенного к югу от современного урочища Нашха, вышли из горных ущелий, называемых в прошлом общим топонимом Нашха. Сам топоним, я думаю, происходит от этнонима нах-ча > нах-/т/ша > нах-ша (сам человек, один из людей) = нахчий (во мн. числе). Хотя отделения от топонима Нашха топонимо-образующего суффикса (-ха), выявляет основу слова "наш", выявить её этимологию не удаётся. Скорее всего в данном топониме произошла перестановка согласных -хш на -шх. Подобный фонетический процесс происходит например в вайнахских словах сарамсекх/самарсекх, жуькти/жуьтки и т.д.

Есть нахчи, считающие, что центром ламарой - горцев являлась МIайста, так как она расположена на территории горцев южнее Скалистого хребта и была в прошлом общественно-религиозным центром. В один из исторических периодов МIайста действительно являлась религиозно-политическим центром нахов, также как и гора Мизир-корта, расположенная в современном урочище Нашха. Но МIайста не была отдельным центром горцев, так как сама входила, как мы уже говорили, в состав Древнего Нашха, также как и Мизир-корта.

Неоднократно мигрируя и направляясь с южных склонов на северные и с северных склонов на южные, нахи проходили через МIайста, где сходятся верховья почти всех рек южных и северных склонов Кавказского хребта на данном участке, а значит, и дороги, идущие по ущельям этих рек. Таким образом, из-за выгодного расположения, вероятно, и стала МIайста культурно-религиозным центром. Именно здесь расположена гора ДжIар-лам, название которой - Крестовая гора, скорее всего, переиначено от ДзIар-лам (Гора-ворота), так как сюда сходятся все пути горных ущелий обоих склонов главного водораздельного хребта и гора представляет собой ворота. А хребет, в районе которого расположена гора ДжIар-лам, в древности, вероятно, назывался ДзIар-дукъ (Хребет-ворота).  На этом участке Главный Кавказский хребет более пологий и расположен ниже Бокового хребта. А по обе стороны Бокового хребта, к югу и северу от него, и сегодня живут нахи. Наверное, от названия хребта в прошлом весь этот район назывался ДзIар-дукъи-тIе (На хребте ворот) = Дзурдзукети, а его жители назывались ДзIар-дукъ-ой = Дзурдзуки. У Арсанукаева Руслана уже выдвигалась подобная этимология этого слова. (Арсанукаев Р.Д. Вайнахи и аланы. Баку - 2002 г. с.115)

Единственное, что смущает, это несоответствие огласовок в слове дзар (дзIар) и в слоге дзур из слова дзурдзук. Но тут надо провести историко-фонетический анализ и выяснить, возможны ли подобные фонетические процессы. Я думаю, что современное нах-чинское дзIар/дзаIар могло иметь в диалектах прошлого звучание дзIор/дзIур, из-за влияния на слабое гласное (-а) гортанного согласного (-J). Тем более, это слово могло перейти в дзур в грузинской интерпретации.

А разделение нахов на горцев и равнинников, выразившееся в сочинительстве анекдотов по поводу их разного типа поведения, произошло, вероятно, следующим образом. Общества, расселившиеся из Нашха, включавшего в себя в прошлом почти все горные общества, при нашествии врагов на равнину сбегались обратно в Нашха, в древнюю колыбель народа, являющейся базовым убежищем для нахов-равнинников также и по причине его наибольшей защищённости и изолированности от внешнего мира. А при улучшении военно-политической ситуации вновь расселялись из Нашха обратно по предгорьям и плоскости. Подобная ситуация породила чувство недолюбливания к многочисленным плоскостникам в среде горцев, и так находящихся в стеснённом положении. Естественно, они оказали посильное сопротивление вынужденной экспансии равнинных сородичей.

Таким образом, в горах сложилась неофициальная граница между горными и равнинными нахами, к югу от которого проживали исконные горцы, а к северу находились горные пастбища равнинников, где пасся их скот в мирное время, и которые являлись их базовыми территориями в периоды войн, на которых они укрывались от врага. Выше на юг равнинников не пускали горцы, сами стеснённые недостатком земли. Это, конечно, вовсе не говорит о том, что исконные горцы-ламарой в прошлом не выселялись на плоскость к равнинникам-соплеменникам, а говорит лишь о том, что их горная родина не была также свободна для обратного расселения равнинников. И эта ситуация в южных горах создавала благоприятные условия для сложения особого менталитета, отличного от мировосприятия и поведения остальной части нахов.

Однако должен ещё раз напомнить, что деление на ламарой и ареной не являлось этническим, а было географическим, а также указать, что определённой границы между ними не было, а была линия раздела в районе Скалистого хребта, представлявшая собой зону контакта. По логике, граница между горцами и равнинниками должна была проходить по подножию гор, но среди вайнахов сложилась вот такая особая ситуация.

У этой ситуации есть своя предыстория. В древности Северный Кавказ и регион Передней Азии, который включал в себя и Закавказье, были населены генетически родственными яфетическими племена, у которых, однако, были различные условия жизни в разных климатических и ландшафтных условиях, что сказалось и на их образе мышления и поведения. Северные и даже южные склоны Главного Кавказского хребта с растущими на них сочными и обильными травами служили для населения Северокавказской плоскости и степи летними пастбища-ми. А зимой вместе со своим скотом северокавказцы спускались на зимовки в степь и на равнину и горы приходили в запустение.

Но постоянные миграционные потоки избыточного населения горных районов Передней Азии и Закавказья в полупустующие горы северокавказцев уменьшали их летние пастбища. По причине того, что прибывающие мигранты являлись родственными северокавказским нахам племенами, не создавалось этнического дискомфорта и военно-конфликтных ситуаций. А после развала государства Урарту нахоязычные племена хлынули на север, обильно и плотно заселили горы, где было редкое население в отличие от густонаселённой равнины. Далее, по мере разрастания населения и предельного стеснения в горах, они старались расширить территорию расселения, что окончательно под-рывало сложившийся тип хозяйствования плоскостников. И потому не в меру разрастающаяся территориальная экспансия южан  встретила сопротивление со стороны более многочисленных и могущественных равнинных северных соплеменников, удержавших за собой Пастбищный хребет и Чёрные горы.
Однако же, горцам, не проявлявшим земельный сепаратизм, который в последствии неминуемо привёл бы и к политическому сепаратизму (именно это произошло впоследствии с горцами-ингушами), и желающим обустроить личное хозяйство, не препятствовали переселяться и расселяться среди соплеменников на равнине. Это не нарушало  хозяйственного  и политического баланса, а лишь улучшало демографическую обстановку и усиливало народ в глазах враждебных соседей, которых всегда было много на плодородной равнине.

Наверняка, именно эта ситуация отражена в нарт-орстхоевском фольклоре, когда его сказители-ингуши, являющиеся горскими вайнахами, обвиняют в своём притеснении орстхоевцев - вайнахов-равнинников. Таким образом, мы видим, что разногласия между горными и равнинными соплеменниками были административно-бытового характера и не были политическими.

Другим доказательством опровергаемого нами мифа её сторонники считали вайнахский нарт-орстхойский эпос. Сказания этого эпоса тоже как будто бы свидетельствовали о существовании двух противоборствующих единоэтнических вайнахских групп. Как известно, общекавказский нартский эпос напрямую связывается с аланами и сармато-аланским миром. А нахские нарт-орстхойцы всегда были притеснителями местных героев - горцев-ингушей, среди которых, в основном, и распространён нарт-орстхоевский эпос. Единственная загвоздка была в том, что за аланами, в отличии от орстхоевцев, в современной российской исторической науке не хотели признать вайнахов.

Но кем бы там не были аланы, два историка Мужухоевых вполне логично обосновали этническое единство притесняемых (нахов-ингушей) и притеснителей (алан - нарт-орстхоевцев) в нарт-орстхойских сказаниях: "Места героических деяний нартов превращаются в места святые, нарты же в некоторых случаях считаются родоначальниками местных родов и фамилий. Возможно ли, всё это адресовать невайнахскому этносу? Зачем обожествлять пришельцев-притеснителей и поклоняться им в специально возведённых в их честь святынях? На все эти вопросы так же ответить трудно, если мы возьмёмся отрицать местный этнос. Действительно, нарт-орстхойцы пришельцы, это всегда нападающая сторона, им противостоят местные герои. Однако наряду с этим мы должны видеть и всё другое, что характеризует нартов. Мужество, героизм, родство, почитание и обожествление. Глубокое раскаивание в своих поступках самих нартов - всё это не может быть никак связано с иной этнической средой. И здесь мы приходим к неизбежному выводу о том, что нарт-орстхойцы должны быть отождествлены с вайнахами-плоскостниками". (Э.Д.Мужухоева, М.Б.Мужухоев. Нарт-орстхоевский эпос и вайнахи-плоскостники. // Проблемы происхождения нахских народов. Матер. науч. конф. 1992 года в Шатое. Махачкала - 1996 г., с.112-113)

По поводу вайнахского героического эпоса замечу, что недружественные отношения местных (горцев) и нарт-орстхоевцев (плоскостников) не приводят их в сказаниях к этническому разрыву на два народа, так как в этих сказаниях мы не наблюдаем антагонизма противоборствующих сторон, но, наоборот, видим уважение горцами равнинников и благородство равнинников, раскаивающихся в своих проступках. В нарт-орстхойских сказаниях не наблюдается этнического и политического противостояния, а имеются лишь стычки бытового характера. Это мы можем наблюдать среди нахов и в недавнем прошлом, когда долго не прекращалась череда кровных мщений межу представителями двух разных тайпов, причиной возникновения которых бывали убийства на почве пустячных, по сути, бытовых ссор или краж. Отголоски враждебности двух некогда враждовавших тайпов заметны в нахчинском обществе даже сегодня.

В период после оккупации Кавказа царской Россией появились заказные теории, локализующие в историческом прошлом предков нахчий (нахов) в горах и отделяющие их от аланов, для оправдания насильственного отторжения вайнахских земель в пользу казачества. В период советской власти российские историки и их местные плебеи продолжали развивать данную теорию, а где "против фактов не попрёшь" - уменьшить роль и степень присутствия нахчий на плоскости, допуская лишь некоторое частичное их присутствие среди аланов.

Рассуждения тех, кто старается доказать, что нахчи не занимали плоскость до XVI века, по меньшей мере, абсурдны. Не увлекаясь побочной темой, лишь приведу одну цитату нахчинского учёного-лингвиста Я.С.Вагапова: "Кроме того, согласно традиционной сарматологии, нахские племена, по меньшей мере, с V в. до н.э. до XV-XVI вв. н.э. обитали в горах, а предгорья и равнина Чечено-Ингушетии находились во власти скифо-сарматских племён. Это утверждение находится в непримиримом противоречии с удивительным единством вайнахского языка… Ведь жизнь в горных ущельях в течение времени около двух тысяч лет непременно привела бы к очень сильному расхождению, обособлению территориальных диалектов. Эти дивергентные процессы в диалектах горных ущелий могли тормозиться в столь эффективной степени только мощным влиянием конвергентных тенденций, исходящим от вайнахов, обитавших на равнине". (Я.С.Вагапов. Проблема происхождения нахского этноса в свете данных лингвис-тики. // Проблемы происхождения нахских народов. Матер. науч. конф. 1992 года в Шатое. Махачкала - 1996 г., с.172)

Для наглядной демонстрации утверждений Я.Вагапова далеко ходить не надо. Дагестанцы, у которых не было плоскостных земель, почти в каждом селе имеют свой язык. В Дагестане даже диалект одного языка, непонятен носителю другого диалекта соседнего села.

Далее лоббисты мифа о двух нахских государствах старались использовать для его обоснования сообщения средневековых грузинских историков, в частности, хрониста Леонтия Мровели. У грузинского царевича Вахушти, признанного "венцом средневековой грузинской историографии" на территории, соответствующей территории современного расселения нахов, указывает два этнотопонима Алания (Овсетия) и Дзурдзукия. (СМОМПК, вып. 22, Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России. Тифлис - 1897 г.; Царевич Вахушти. География Грузии. Тифлис - 1904 г.) Причём, Дзурдзукия связывается с горными проходами и теснинами, а Алания - с равниной. Почти то же самое говориться у средневековых арабскских географов Ал-Истархи и Масуди. (СМОМПК, вып. 29, Ал-Истархи "Из книги путей царств", Тифлис - 1901 г.; СМОМПК, вып. 38, Из книги Мас'уди "Луга золота и рудники драгоценных камней". Тифлис - 1908 г.)

При этом для того, чтобы не наносить ущерб старой царской имперской теории, дзурздуков, ютившихся в горах, в отличие от аланов на равнине, почти все российские историки хором признали предками чеченцев. Лишь часть российских историков, параллельно царской теории, допускала некоторое присутствие вайнахов на плоскости в аланской среде, и тем самым делили их на две политические группировки, расселённые в двух политических образованиях. Таким образом, в лучшем случае старались исторически обосновать отсутствие в прошлом вайнахов на  плоскости, в худшем случае - единый нахский народ нахчий, включающий в себя абсолютно всех вайнахов, представить в прошлом разделённым на два родственные общины, враждовавшие между собой из-за территории и на идеологической почве.

Под впечатлением вышеперечисленных доводов и, исходя из того, что раз одна община единого народа был в противоборстве с другой (и притом даются два разных названия на одной территории), само собой должен был напрашивался ответ, что существовало два единоэтнических государства - Дзурдзукетия и Алания. Причём, слово алан можно соотнести с нахским словом аран/арен - равнинный (процессы смещения и замены -л на -р известны в нахчинском языке: герга-л = герга-р), в противоположность слову дзурдзукети - на хребте ворот (горных проходов). Я.С.Вагапов связывает этот этноним с нахским словом алан - речная долина. (Вагапов Я.С. Вайнахи и Сартамы. Грозный - 1990 г., с.17) Очевидно, это наиболее верная этимология этнонима "алан". Вайнахи-плоскостники издавна проживают в бассейне реки Терек, на равнине, вдоль и поперёк изрезанной его притоками и по сути, являющейся долиной прикрытой от равнины и степи хребтами.

При поверхностном рассмотрении данного вопроса, когда его затрагивали в научных работах лишь попутно, изучая другие вопросы нахской истории, действительно могла вырисовываться картина двух средневековых нахских государств (одного - на равнине, а другого - в горах), косвенным подтверждением чего в воображении нахских историков служили сегодняшние отношения между ламарой и аренхой и их вечное надсмехательство друг над другом.

Так, например, М.Х.Багаев указывает на возможность существования двух единоэтнических средневековых политических образований: "На основании изложенных соображений и фактов, а также анализа средневековых письменных источников, оставленных Масуди, Мровели, ибн Рустом, а также научных исследований Я.С.Вагапова, И.Ю.Алироева и др. учёных, допускаю возможным сделать следующий вывод: в I тыс. н.э. рассмотренные союзы племён - "ламан нах" и "охьара нах" трансформировались в два раннефеодальные государственные объединения: "Дзурдзукетия" - в предгорной и горной частях и "Алания" - в равнинной зоне, причём, в "Аланию" вошли, как горные, так и равнинные нахи, как составная часть наравне с осетинами, так и другими народами. При всём этом, нахи, составлявшие и Дзурдзукетию, и Аланию, всегда, видимо, осознавали себя как народы с одним общим языком, одной культурой, что и отразилось в этнониме "вайнах", как самоназвание". (М.Х.Багаев. Происхождение вайнахского народа. Материалы научной конференции 1992 года в Шатое. // Проблемы происхождения нахских народов. Махачкала - 1996 г., с.154)

Но подобные выводы - результаты работ тех имперских историков, которые стремились направить именно в такое русло ход мыслей последующих историков и просто читателей. Пагубные результаты работ российских историков и их местных плебеев для внутриэтнических взаимоотношений нахского народа не замедлили сказаться. Вслед за созданием на бумаге двух иллюзорных нахских государств, несмотря на старание некоторого сглаживания взаимоотношений, само собой начинала раскручиваться тема противоборства двух племенных нахских объединений (горцев и равнинников), факт чего (стычек из-за бытовых сор) нельзя категорически отрицать, но не следует и преувеличивать данный факт, доводя бытовые ссоры и кровные разборки до степени внутринационального противоборства на уровне двух единоплеменных государств.

"Те же учёные (Виноградов В.Б., Чокаев К.З. Древние свидетельства о названиях и размещении нахских племён. Грозный - 1966 г., с.79-82) предполагают, что этноним "мелхи" появился на исторической арене не в XIII, а в V-IX вв., когда племя "малхов" возглавило горцев-вайнахов против аланов, пытавшихся захватить земли "малхов"". (М.Х.Багаев. Происхождение вайнахского народа. Материалы научной конференции 1992 года в Шатое. // Проблемы происхождения нахских народов. Махачкала - 1996 г., с.148) В этой цитате прослеживается деорганизующий нацию мелко-тайповый патриотизм и старание удревнить название тайпа, в то время как в большой древности почти всех нахских тайпов, вряд ли, кто сомневается.

Вроде бы очевидное положение о существовании в древности двух нахских государств оказалось призрачным и не подтверждается при более тщательном изучении этого вопроса, также как и неправильно растолкованные предания о разном происхождении горных и предгорных тукхумов. Царевич Вахушти завершив описание осетинских племён кавкасов к западу от реки Ломеки, приступает к описанию дзурдзуков и других племён кавкасов к востоку от Ломеки. Таким образом, очевидно, что и осетины (аланы) и дзурдзуки (горцы) племена одного народа. Арабские средневековые географы-историки, описывая разные кавказские царства (Серир, Алания и др.), говорят лишь о 12 замках дзурдзуков, представляющих из себя ворота горных проходов, но не о стране дзурдзуков. (Баладзури "Книга завоеваний стран". Перевод П.К. Джузе. Баку - 1927 г., с.6) То, что дзурдзуками назывался не весь нахский народ, а лишь одно его племя, живущее в горах в приграничном районе и охраняющее 12 замковых крепостей и ворот, является очевидным фактом.

К тому же, единая система оповещения целой цепи сигнальных башен, с единым вайнахским архитектурным стилем, охватывает территорию как Дзурдзукетии, так и Алании, что говорит о том, что они строились под единым управлением, для одной государственной системы. Крайняя, известная историкам, сигнальная башня стиля классической вайнахской боевой башни, стояла на Терском хребте, в районе современного села Горячеводское (определённо территория Алании). А цепь башен на расстоянии видимости друг от друга тянулась от указанной башни вверх по Аргунскому ущелью вплоть до истоков Аргуна (территория Дзурдзукетии), и даже переходила на южную сторону Главного Кавказского хребта.

По совокупности археологических, историографических и фольклорных материалов, а также фактов другого характера, можно заключить лишь то, что государство Алания охватывала и плоскостную, и горную территории современной Ичкерии, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, а также северо-центральную и северо-восточную горную часть Грузии, естественно, включала и народы, населяющие эти территории. При том, не было в горной части этой территории вплоть до Главного Кавказского хребта никакого другого государства, кроме Алании. Это всё говорит о том, что Дзурдзукетия была составной частью Алании.

Мы говорили о тенденциозности российско-советской историографии ставить знак равенства между алано-ассами и осетинами. Но даже приверженцы данной тенденции не могли не усомниться в непогрешности такого тождества. В частности, Миллер В.Ф. пишет по этому поводу: "Но с другой стороны едва ли с ассами можно отождествлять тех аланов, о которых Масуди сообщает, что их царство граничит с Сериром (Дагестан), что их цари носят титул Керкандадж,  что  столица их страны называется Маас и что царь аланский породнился с царём Серира". (Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Москва - 1887 г., с.46)

Р.Д.Арсанукаев указывает, что арабский историк IX века Якуби, описывая боевые столкновения между хазарами и арабами в VIII веке, отмечает на территории Дагестана целый ряд мелких политических образований, таких как Маскат, Табарсаран, Туманшах, Зирикиран, Хамзин и др., а к западу от Дагестана называет только аланов и не упоминает никаких других неаланских племён и политических образований, в которых можно было бы предположить предков вайнахов. Далее он логично заключает, что, если бы вайнахи не покрывались термином "аланы", то Якуби, упоминающий множество мелких племён Дагестана, наверняка, как-то обозначил бы сравнительно очень крупный нахский этнический массив. (Арсанукаев Р.Д. "Вайнахи и аланы", Баку - 2002 г., с.99)

Надо отметить, что башни вайнахского архитектурного стиля, построенные в период Аланского царства и позже, распространены помимо территории современной Ичкерии и Ингушетии, также на территориях Осетии и Северной Грузии. Совокупность этих территорий совпадает с территорией Аланского царства, описываемого арабскими географами IX-XI вв. Якуби, ибн Рустом и Масуди. Известно, что в ущельях Куртата, Даргавса и Саниба Северной Осетии, а также в Шатильском, Архотском и Ардонском ущельях современной Грузии вплоть до XVIII века население было нахоязычным. (Волкова Н.Г. "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX вв."  Москва - 1974 г., с. 143, 192)

А истребление вайнахского населения Дарьяльского ущелья и ущелья реки Кистинки царскими войсками во главе с генералом Абхазовым в XIX веке (1830 год) ещё свежо в памяти народа и широко освещено в военных докладах царской администрации на Кавказе.

Р.Д. Арсанукаев, исходя из вышеприведённых арабских источников, пишет, что средневековые осетины и вайнахи в арабских источниках объединены под одним названием (этнонимом аланы), что вместе с кавказским субстратом в осетинском языке, вайнахской топонимикой в Северной Осетии и генетико-языковой связью с вайнахами двалов, являющихся в истории предками современных осетин, свидетельствует о взаимосвязанности и тесном сплетении исторических судеб предков вайнахов и осетин. (Арсанукаев Р.Д. "Вайнахи и аланы", Баку - 2002 г., с. 105) Остаётся добавить от себя, что единством происхождения также связаны судьбы вайнахов и горских народностей Грузии.

К описываемому периоду территория расселения аланов, некогда бывшая обширной и доходившая до устьев Днепра и Дуная, после того, как военно-политическое первенство аланов в степной зоне перешло к их приемникам (гунны и их последователи), сильно сократилась, и за ними закрепились в основном земли Терского куста с его притоками по правому и левому берегу. Но на этих территориях им удалось создать государство более централизованное и упорядоченное по сравнению с ранними аланскими союзами племён, расселившихся по всей евразийской степи, базирующееся не на военном промысле и освоении новых земель, а на развитии собственной экономики, сельского хозяйства, ремёсел, торговли и других отраслей.

В заключении к главе скажу, что в средневековый период вайнахи жили на Центральном Кавказе и занимали как оба склона Главного Кавказского хребта, а также плоскость от правого берега верховий Кубани до устья реки Сулак. Они представляли собой объединение четырёх племён, генетически родственных и вероятно единоязычных, лишь с диалектными различиями, и сосуществовали в едином политическом образовании, в Аланском царстве, частью которого была и горная область Дзурдзукетия.
Скачать:
1qam.pdf [1.27 Mb] (cкачиваний: 4)
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
1) VARVAR (27 июня 2008 19:51)
Да эта книга очень "поможет" нам быть ближе.Я не знал что принадлежу к нахчинскому тукхуму.Все мои друзья чеченцы называют себя нохчи теперь им наверно надо переучиваться А мне как безродному бывшему ингушу подыскать себе какой нибудь тукхум.Можно еще поупражняться есть буквы е,я,у,и,ю тогда совсем весело станет.Уважаемый автор лучше езжай в горную Ингушетию и тогда ты себя почувствуеш настоящим Вайнахом невзирая на тукхумы.
2) Устарха (1 июля 2008 01:30)


VARVAR,
Интересная всегда реакция у братьев г1алг1ай. Ма йоккха хьаг1 ю шу нохчашца, все пути сближения, сам намек на единство происхождения их раздрожает. Наверное действительно не родные!
3) VARVAR (1 июля 2008 22:02)
Он пишет не о единстве происхождения.Для тебя все что он написал ясное дело подходит как чеченцу а мне что предлагаешь под новое название подстроиться.И реакция у меня нормальная никаких лишних эмоций. Новых путей сближения не надо искать они уже существуют тысячи лет надо просто немного убрать на задний план чеченский и ингушский национализм и все будет в порядке.А насчет родной тебе г1алг1ай народ или какой нибудь другой это твое конечно личное дело.
4) Устарха (2 июля 2008 04:14)
Для меня г1алг1ай тоже что и ч1еберло и аьккхи и орстхо и все остальные нохчи. Но для г1алг1ай на всех форумах все перечисленные тукхумы второсортные г1алг1ай смешавшиеся то с сюли то с ногай то черт знает с кем. А словосочетание "нахчинский тукхум" к которому ты придрался ничто иное как вай маттахь нохчи тукхум. Разве это не так, разве г1алг1ай не НАХ, т.е.? Мальсагов для передачи нашей общности ввел термин НАХИ упустив суффикс ЧИ. Вот и все. Короче, къордийна къамелаш. Мы братья но разные, 1аллай-валлай. Шу вайнеха делахь вай къоман ц1е нохчи ю. Дацахь шайна луариг де, хирвоцучух ваша ва г1ертарах валур вац. Иза билгала ду.
5) Ингуш (4 августа 2008 16:26)
Ассаламу Алейкум, с точки зрения религии мы братья это с точностью можно сказать, а вышесказанным я не согласен категоричсеки, Ингуши никакая не смесь, мы тут сядем и начиманем писать то что мы слышали о чем мы говорим и как бы нам хотелось бы чтобы было, Ингуши чистая нация без всяких смесей, Ингушская нация не признает никаких акхи и остальные вышесказанные национальности, Чеченские писатели приподносят так что Ингуши на самом деле это чеченцы, Ингуши и Чеченцы это разные народы, и ненадо говорить что ингуши это смесь скорее все наоборот
6) baisangur (4 августа 2008 20:44)
Ингуш,
ассалам алеикум ,я тоже уверен что чеченцы и ингуши разные народы!нахи это нахчи,гелагаи это ингуши.насчёт чеченских писателей которые приписывают ингушей к чеченцам,то здесь я с тобой не согласен.к примеру ингуши в европе представляюся беженцами чеченцами!?чеченцы были и останутся верными братьями для всех кавказких народов!не смотря ни на чтo![/left][/b]
7) nacl (20 августа 2008 06:12)
походу наш автор богат фантазией ,пытается подогнать свой бред ко всяким (именитым историкам )наше далекое прошлое мы так и не узнаем ,у нас небыло письменности , мифы и предания -это шаткие аргументы ,а знаменитые современники тех далеких эпох мало что о нас упоминают ,
по мне не надо прислушиваться к таким не состоявшимся историкам как этот автор ,а больше слушать (зов сердца )
считаешь ли ты своим братом нохчи ,г1алг1а ,ортсхо ,мялхи или других наших братьев -это все наше .
даже если нас ИЗ ВНЕ раздели на два народа , не надо доделывать их работу .ишите точки сближения ,они были и еше будут .
нам трудно принять чужое название (хоть и братского народа)
каждый называет себя по своему что нохчи,г1алг1а ,акки ,мялхи и другие наши братья (не в обиду че не всех перечислил )
что касается термина НАХЧИ (скорее НОХЧИ) что описывается в Глава VIII. Мы - народ нахчий!
здесь нет корня НАХ люди ,и нет оснований считать общеобразовательным названием или обшим происхождением вайнахов .
наши историки врядли прийдут к единому мнению о нашем самоназвание
по мне ВАЙНАХ самое красивое имя
8) Нах (20 августа 2008 19:48)
Вейнахам доказать правду практический невозможно, а автор пытается новое название присвоить. Ни один чеченец себя нахчи не называл, скажут любые историки....
Самоназвание НАХОВ –гаргареи,ококи,глигвы,кусты,дзурд
зуки, г1алг1ай и т.д. известны с античных, средневековых времен. Самоназвание чеченцев «нохчи» известно с 18-19 веков.
Вот для чего пропущена это ошибка о первородности чеченцев, чтобы в самый ответственный момент ткнуть нос в слово «нохчи» из 19 века.\ Получается, если чеченцы из 19 века, то акки,ингуши как ветвь чеченского народа, очевидно родилися в 20-21 веке!!??\ Красивый трюк.
Ингуши и Чеченцы это один народ НАХИ, которые себя называют от слово НАХИ, «ВЕЙНАХАМИ» буквальный перевод НАШИ ЛЮДИ. Разница между ними в том, что чеченцы это мужественные нахи, которые первыми спустилиь на равнину с гор, после войны с монголами и Тимуром. На равнине проживали другие народы - ногайцы, кабардинцы, дагестанцы, с которыми приходилось жить первым нахам спустившимися на равнину. Чеченцы с разрешения их князей, спустились на равнину и принимали княжеское покровительство. На равнине за сотни лет нахский язык изменился до нынешнего чеченского языка. Со временем когда чеченцев стало больше, они прогнали чужих князей и ассимилировали многие народы проживавшие на равнине.
Ингуши\западные нахи\ в 16 веке также пробовали спустится на равнину, но обьединеные силы ногайцев, кабардинцев, под руководством князя Тимрюка Идиловича запросили помощь из казаков от Ивана Грозного, и отбросили ингушей обратно в горы, при этом сожгли 164 ингушских,\галгаевских орстхоевских, аккинских\ поселении.



9) Hoxcho (20 августа 2008 22:26)
Кхм, по-моему внимательно книгу мало кто читал. Автору респект.
10) Нах (21 августа 2008 09:32)
Мы должны обьединится под назваем ВЕЙНАХ!!!
Вейнахи( известные в истории из античных, средневековых времен под названиями гаргареи,ококи,глигвы,кусты,дзурдзуки, г1алг1ай и т.д.) --
обозначают самоназвание «Люди», «Народ», именами первых людей, первых пророков человечества «Нах» и «Адам»!!!
Главная отличительная черта как стержень проходящая через всю историю НАХА -- стремление привязывать наименование своего этноса к богу.
Даьла, – бог которому поклонялись вейнахи до 19 века, состоит из двух слов Да-отец, и Аьли –название бога, т.е. Отец \мне\Бог. Такие же названия бога Аьли, стоят в окончаний других богов ингушей Сиаьли, Тушоаьли и т.д. В арабский язык, именем Алла-ха, попали кавказские слова от имени бога Аьла.
Г1АЛГ1АЙ\ Г1АЛХОЙ\ - самоназвание наха - ингуша, Г1АЛАНЧОЖ! – название местности происхождения многих нахов --( Г1АЛАНЧОЖ: Мелхиста2. Аькха(Лам-Аькх)3. Мержа4. Нашх(проживают горные нашхой, говорят на галанчожском диалекте)5. Ялхарой6. Ц1ечой Ахк7. Орстхой Мохк8. Вийлах9. Кей10. Пешх11. Ч1адан-Аре ...)
! КОРЕНЬ в обоих случаях Г1АЛ-\имя бога Аьла., где Г1 нельзя путать с русской буквой «Г», оно больше слышится как «хАь»-«Аь».. \опять наблюдаем привязку названия народа к имени бога \
Слово «Вейнах»!!! Ингуши и Чеченцы это один народ НАХИ, которые себя называют, «ВЕЙНАХАМИ» буквальный сегодняшний перевод НАШИ ЛЮДИ, а фактический перевод БОГА-ЛЮДИ.\ ВЕЙ – божество нахов, существовавшее до божества ТХА) Сегодня «ВЕЙ» и «ТХА» переводится как «МЫ», при этом «ТХА» переводится и как - Тха-верховный, верхний\тхо-потолок, Тха – старое божество нахов, как у кабардинцев в поздние времена\..
Центр вейнахов в христианские времена, располагался около храма Тхаба-Ерды(7-9 век), . Тха-верховный, верхний\тхо-потолок, Тха – старое божество нахов, как у кабардинцев сегодня\.
Значит Тхаба-Ерда выполняет роль христианского СОБОРА, над сотнями Ердами-церквями. Тха-верховный, ба,бя – сотни Ердов. Подобное объяснение слову Тхамада, Тха-верховный, мада,майда-место и т.д.
11) Нах (23 августа 2008 19:38)
Внимательно прочтите текст Нино Валерики, чтобы уяснить главную, но очень талантливую «ошибку» официальной истории. Слово «ошибка» я поместил в ковычки, так как не верю в случайность ошибки про историю вейнахов.

«Ингуши называют себя "Галгай" - значит житель башни, от слова "гал" - башня" Жителями башен были в древности и чеченцы. По языку и этносу было бы логичнее, если ингуши называли себя "галнохчи" (нохчи - самоназвание чеченцев), но звучит именно "галгай". При этом этимологию слова "гай" никто объяснить не может. Плутарх пишет, что Помпей прибыл в Малую Армению (Комбечан) и увидел, что местные армяне - гаи, в отличии от армян Великой Армении живут в башнях. И если на Северном Кавказе (примерно 11-12 век) появились черкесо-гаи, т.е. черкесоязычные армяне, то почему не могут существовать галгаи (вайнахоязычные армяне). Тем более ингуши, в отличии от чеченцев, народ сравнительно молодой, ибо "Армянская география" Анания Ширакаци ингушей не знала.
Нино ВАЛЕРИКИ»
МОЙ ОТВЕТ…..
/ Ингуши себя называют не ГАЛГАЙ, а Г!АЛГ!АЙ, где «Г!» , на русском еле слышится и больше напоминает ХЕ чем,Г. « Г!АЛ» – имя бога, второе окончание\ возможно в арабский оно попало именем Аллаха, где ингушский корень Г!АЛ.
« Г!АЙ»- возможно услышанное Помпеем\ тут согласен с Нино Валерики\
Самоназвание ингушей –гаргареи,глигвы,кусты,дзурдзуки,Н




АХчиматьянк, г1алг1ай и т.д. известны с античных, средневековых времен. Самоназвание чеченцев «нохчи» известно с 18-19 веков.
Вот для чего пропущена это ошибка о первородности чеченцев, чтобы в самый ответственный момент ткнуть нос в слово «нохчи» из 19 века.\ Получается, если чеченцы из 19 века, то акки, г1алг1ай как ветвь чеченского народа, очевидно родилися в 20-21 веке!!??\ Красивый трюк, предназначенный запутать нашу историю.
Пример!! Многие известные чеченские историки пишут, что "Ф" в словах ФУ,ФУРТ,ФЯППИ, приобрели у осетин, чтобы не сказать правду, что чеченцы его потеряли на равнине. Таким образом они теряют право на "зеленчукскую аланскую сохран. надпись.


Кто тебе сказал, что нохчий появилось в 19 веке? второе: где ты вычитал, что гаргареи, дзурдзуки, кусты, нахчиматьянк - самоназвание именно ингушей? почитай для начала книгу "мы-единый народ": в ней твои утверждения обосновано опровергаются. если в дальнейшем будешь писать подобный бред, то недолго задержишься на этом сайте.
12) Нах (24 августа 2008 08:54)
Самое главное!!! гаргареи,глигвы,кусты,дзурдзуки,НАХчимат
ьянк, г1алг1ай и т.д. известные с античных представляют не ингушей а всех вейнахов, поскольку миграция нахов шла с запада на восток.
Вот некоторые факты и предания;
1.«Где-то в стороне Баш-лам (Казбека) есть горы, из которых вытекают реки Асса, Фортанга и Гехи. Эти горы называются Аки-лам, там некогда жили предки чеченцев — лам-кристи (т.е. христиане). Эта местность — колыбель чеченцев. Четырнадцать поколений назад часть лам-кристов вышла оттуда и двинулась на восток по причине того, что на их родине от многолюдства им жить стало тесно. Они прошли мимо рек Аргуна и Аксая, но эти реки им не понравились, наконец, они пришли в место, где ныне стоит аул Юрт-аух. Первыми поселенцами здесь были фамилии Парчхой (Пешхой) и Цечёй (Цецёй). Когда они прибыли сюда, в этих местах стоял только один хутор Анди. Других поселений не было».
2.Район Галанчож — овеянная преданиями Нашха - область, с именем которой, как полагают некоторые ученые, генетически связано и само название чеченцев («нохчи»). Отсюда, как гласит фольклор, выселился легендарный Турпал Нохчуо, родоначальник чеченцев, мудрый и героический вождь народа, чьи свободолюбивые потомки, отстаивая честь земли отцов своих, слагали мужественные напевы о суровой и неприветливой, но самой дорогой их Родине.

Ты мне не угрожай, если не боишся правды докажи аргументированно. Ты лучше меня знаешь, что вейнахам невозможно доказать даже явную правду официальной истории. Если конечно ты действительно болеешь за вейнахов.
Вот почему, Вы не напечатали мою статью " Человек не знающий свою историю подобен ребенку" Там ведь все было ясно написано.
Если Вы правы чего Вы боитесь?! Я лично с удовольствием приму доказательства, факты, предания.
Сам на себе видишь как талантливо играются с нами.
Чеченцам не зачем врать, у них и так славная история!!!!!!

Только, что обнаружил свою ошибку, во втором сообшении, хотя в первом сообщении было написано правда "Вейнахи( известные в истории из античных, средневековых времен под названиями гаргареи,ококи,глигвы,кусты,дзурдзуки,на
хчиматьянки, г1алг1ай и т.д.) -- "


Насчет Д. Сулейманова автора книги! Его теорию разобьют одним вопросом. Спросим на улице сколько чеченцев называют себя нахчи, и называли ли себя отцы, деды таким наименованием ????
Он даже не знает, что ингуши это не только г1алг1ай, а акки, орстхой-акки, фяппи-акки, которые состовляют 70% среди ингушей.
Вопрос не стоит кто от кого произошел, это тупость и возможно сознательная провокация. Вопрос об архоязычности ЯЗЫКА, горных нахов!!! Вот тут если мы ошибаемся, мы возможно теряем наследие кавказского\нахского\ языка, где каждый звук, слово на счету.
13) Hoxcho (25 августа 2008 15:04)
Цитата: Нах
Вот почему, Вы не напечатали мою статью " Человек не знающий свою историю подобен ребенку" Там ведь все было ясно написано.

Нах, на этом сайте нет твоей статьи. Более того, формат сайта не предполагает подобных публикаций. Книги и только.
14) Нах (26 августа 2008 08:36)
Баркал за разьяснение.
Вот еще одно доказательсьтво; -"
"Ингушский термин аьла, эла, аьли ("князь") в том же значении присутствует и в языке чеченцев, явно происходит от семит. алаи, алаини, алу, илу, эл, ал – "князь", "господин", "повелитель", "владыка". В древнем своём значении ("владыка", "бог") слово эла (аьли) можно найти в теонимах вайнахского языческого пантеона – Дела, Села, Тушоли, Раола, Магал. В работе "К вопросу о происхождении этнонимов "алан" и "гIалгIа" Н.Д. Кодзоев убедительно этимологизирует этноним "алан" на основе ингушского слова "Аьла" при помощи суффикса принадлежности "н" и, т.о., ала+н=алан – божий, принадлежащий богу. Также гебраизмами можно считать слова ”адам” – человечество, ”адамаш” – люди, ”ад-малла” – человечность (ср. еврейское адам ”человек, человеческий род, совокупность людей, человечество”, «ам» – народ). Солнце по-чеченски маьлх, что указывает на семитический рудимент, тем более что, как и у семитов, Малх является и богом.
Читайте «Чеченцы и евреи» http://www.teptar.com/2007/10/17/chechen

cy_evrei.html"

1. Г1АЛГ1АЙ\ Г1алХой\ - самоназвание наха - ингуша,
Г1аланЧож! – название местности проживания - Мелхиста2. Аькха(Лам-Аькх)3. Мержа4. Нашх(проживают горные нашхой, говорят на галанчожском диалекте)5. Ялхарой6. Ц1ечой Ахк7. Орстхой Мохк8. Вийлах9. Кей10. Пешх11. Ч1адан-Аре ...)

2. пример!!!! ТаргимХой название древнего нахского рода.
ТаргимЧож название места проживания\ Хамхой, Хамхичож и т.д.\ Учитывая что Таргимхой и Таргимчож одно и то же, значит Г1алХой и Г1аланЧож, также является одним и тем же, для Г1алхой и племенами проживавшими в Г1аланчож, а возможно все эти племена носили общее название г1АЛОЙ-хой/г1АЛАН-чож ---- «АЛОЙ» или «АЛАНЫ





Тебя никто не гонит, Нах. Не делай необоснованные утверждения и всё будет отлично. ларамца
15) Нах (27 августа 2008 08:44)
Я сознательно сказал жестко про слово "нохчи" из ... века, так как знаю, что официальная лженаука, относится к нам намного жестче. Почитайте Шнерельмана, его кстати опубликовали на незав. порт. Ингушетия Ру, он собрал много нелицеприятного и лживого материала, не так много как у осетин, но у нас и так ничего не написано и потому критиковать то нечего.
Мои слова, не последняя истина, а попытка найти путь в затуманенной нашей истории.
Г1АЛГ1АЙ\ Г1АЛХОЙ\ - вейнахское название людей, Г1АЛАНЧОЖ! – название местности!!!
ХамХой –вейнахское название рода, ХамхиЧож – название местности проживания многих фамилии из родственных Хамхоевым,
Это сходство, тождество говорит, что Г1алг1ай и многие племена вейнахов Г1аланЧожа, один и тот же народ!!!!!!!!.
Но не говорит, что вейнахи из Г1аланЧожа произошли именно от Г1алгг1ай!!!!

Вейнахи имеют очень древнею историю и как народ не родились в горах, а отступили, туда спасая свой язык, жизнь своего потомства от монголов и кровавого Тимура.
Я неоднократно писал на сайте "Селард", что Кодекс Чести-Эздел, закон для избранных людей не мог родится в холодных и голодных горах. В голодных горах Эздел мог закалится, так как голодному Эздел только мешает жить. Вот почему я неоднократно возврашался к ЗАКОНУ ДЛЯ ИЗБРАННЫХ ЛЮДЕЙ!!!!!
16) ret (13 октября 2008 22:28)
Салам алейкум.Я думаю что мы единый народ-Вайнах. Просто сложилось так что одни жили в одной стороне, другие в другой с запада на восток. Одни назывались так, другие по другому. По мере продвижения с востока на запад или на оборот единый народ представляет разные части народа Это хорошо видно по языку -он меняется то всторону ингушскую то сторону чеченскую (в других странах это называют диалектом, а у нас решили разделить на 2 народа), особенно в промежуточной части где живут мялхи, орстхой. Особенно - наше единство проявляется в тяжелые времена, как все и видели. Мы одни и должны быть вместе. Крайние рассуждения в виде - мы отдельные мы такие мы сякие, даж не приближайтесь и тд пр. я не знаю на чем основаны - может на том, что я г1алг1а- значит я автоматически крутой, или я нохчи - я автоматические круче г1алг1а, потому что он не нохчи. То что мы братья однозначно. Было бы не плохо, чтобы каждый пресек свои эти дебильные мысли, которые несомненно от шайтана, так как зовут к расколу и вражде между братьями( даже если и не между братьями), а следовал указаниям Аллаха о единстве мусульман. Тем более мы один народ с одной историей и с одними горем и радостями. Сожалею что так поздно увидел эту тему. может и не кместу уже
17) wildwest77 (28 января 2010 08:51)
К1енти, у кого-нибудь есть эта книга в pdf-формате? djvu?
18) Hoxcho (29 января 2010 22:07)
Цитата: wildwest77
К1енти, у кого-нибудь есть эта книга в pdf-формате? djvu?

Скоро закинем, инша Аллах.
19) Ilez_ORSTXO (30 января 2010 21:10)
ассаламу алейкум!
вот как всегда чеченцы говорят ингуши смесь всего и вся! но я почему то родовое село чисто чеченского тейпа нашел в Дагестане! ВОТ ТАК ВОПРОС! аа нее наверно дагестанцы от чеченцев да тоже произошли7!
со нацик вац! са нокъасти е г1алг1ай е ночхи а1 ба! но всякий бред яздеч сон из деш магац!
20) grozny (17 февраля 2010 20:41)
Цитата: wildwest77
К1енти, у кого-нибудь есть эта книга в pdf-формате? djvu?

можешь теперь скачать книгу, я добавил pdf-файл

Цитата: Ilez_ORSTXO
ассаламу алейкум!
вот как всегда чеченцы говорят ингуши смесь всего и вся! но я почему то родовое село чисто чеченского тейпа нашел в Дагестане! ВОТ ТАК ВОПРОС! аа нее наверно дагестанцы от чеченцев да тоже произошли7!
со нацик вац! са нокъасти е г1алг1ай е ночхи а1 ба! но всякий бред яздеч сон из деш магац!

ва Iалейкум ассалам. са ваш - эта книга скорее попытка спустить на землю ингушских провокаторов вроде Н. Д. Кодзоева, Абадиева и прочих. Чеченцы, ингуши - один народ, инша Аллах рано или поздно мы придём к единству
21) wildwest77 (21 февраля 2010 11:05)
grozny, баркал, Дела реза хуьлда хьуна.
22) grozny (23 февраля 2010 01:32)
массарна а хуьлда, wildwest
23) Вайнаьх йо1 (25 февраля 2010 02:48)
Кегинах, ма доахк хьам да оаж лелдар!!!Я лично Г1АЛГ1А, и этим горжусь, и не считаю, что мой народ произошел от какого-нибудь другого, пускай и любимого мной чеченского...Что за чушь, мол, слово нахи произошло от нахчи belay Мы же братья, мы ВАЙНАХИ, и не от слова нахчи!!!

Устарха, ты пишешь "Интересная всегда реакция у братьев г1алг1ай. Ма йоккха хьаг1 ю шу нохчашца, все пути сближения, сам намек на единство происхождения их раздрожает. Наверное действительно не родные!", я тоже всегда поражаюсь с того, как вы бываете недовольны нашими победами, никакой сплоченности, вечные попытки унизить...Я раньше очень чеченский народ любила, но потом я начала их узнавать, и была поражена тому как вы нам завидуете, не хочу обидеть, но я вижу это именно так... Алхьамдулиллах1, я с помощью Аллаха вернула о вас прежнее мнение...И мне очень хотелось бы, чтоб мы были сплоченней...

Да защитит нас Аллах, от наущений сатаны...Потому что на этой странице вы попали под его власть...Ссора между братьями доставит ему массу удовольствий, если вы преследуете эту цель, дерзайте.

Дал барт ца1 болб вай, Дал иман ч1оаг1 долд вай!!!
24) grozny (25 февраля 2010 16:38)
Вайнаьх йо1
амин, Дал барт 1 бойл вай

са йиш,
просто проблема в том, что каждая сторона видит лишь свои обиды и считает только свою точку зрения единственно правильной.
25) Вайнаьх йо1 (25 февраля 2010 21:12)
grozny , согласна....
Но ужасно больно от того, что братские народы стали такими чужими друг другу...Нужно только перестать соревноваться, а радоваться победам друг друга, и гордиться тем что у тебя есть брат ингуш или чеченец.
Лично я никогда не дам чеченцев в обиду, когда о них за глаза, что-то нелестное говорят, и не единичны случаи, когда я в метро наезжала по этому поводу...
А на днях ко мне женщина русская знакомая пристала, с вопросами типа "как вы ингуши к чеченцам относитесь" "почему вы от них отделились", когда я сказала, что любим вас и что мы братские народы, у нее челюсть отвисла, ожидала, наверное, что я начну про вас гадости говорить, потом растерялась говорит, мол ,"они же жестокие", после чего я соврала, что сама на половину чеченка(хотя у меня есть чеченские корни, мама у меня метиска) и она вообще тему замяла...Вот так вот, а вы говорите завидуем...
26) grozny (26 февраля 2010 22:39)
са йиш,
я понимаю что тебя задели разговоры про зависть, но есть некоторые моменты, которые и чеченцев очень задевают. единственный выход из этой ситуации - закрыть глаза на эти глупые разговоры.

У нас одна религия, языки очень похожи, традиции почти одинаковые и всё-равно не можем поладить между собой. Возьмем тех же осетин в качестве примера: у дигорцев, иронцев и кударцев разница в языке и культуре более значительная, чем между чеченцами и ингушами, но всё-равно они один народ. А мы постоянно спорим между собой кто древнее, кто от кого произошел, кому какой район принадлежит. Барт бац, поэтому в таком плачевном положении мы.

хьун Дел рез хил са йиш, что заступаешься за чеченцев:) ВаЛлах1и лично мне очень приятно это слышать
27) MALHIiST (26 апреля 2010 09:00)
Отличная книга! Ясно и конкретно написано о главном, о том что мы единый народ. На одном дыхании прочел от начала и до конца. Давно такая литература не попадалась. Молодец Джамболат, Дала аьтто бойл цун!
Я одно не понял ПО КАКОМУ ПРАВУ ЭТИ САМОДОВОЛЬНЫЕ ОСЛЫ, всякие там КОДЗОЕВЫ и КОСТОЕВЫ, приписали нас МАЬЛХИ, ГАЛА к ингушам? ? ? ? Что этот Руснийский лэй себе позволяет. У него у беса этого забыли спросить, решатель причислятель хренов. Если некоторая часть гала орстхо и называет себя ингушами то маьлхи НИКОГДА. Пусть подойдет и спросит у любого маьлхистинца, ингуш ли он, И ОН НАЙДЕТ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ МОИХ СЛОВ. То что маьлхи говорят на диалекте похожем на ингушский язык еще ни о чем не говорит, на таком же даиалекте говорят и лам-аккхе и орстхо, и гала, и кей и т.д. . . Это скорее ингуши произошли от нас. МАЬЛХИ ТУКХУМ, БЫЛ ЕСТЬ И ОСТАЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ДЕВЯТИ ЧЕЧЕНСКИХ ТУКХУМОВ.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
© 2005—2015 Нахская библиотека