Zhaina - Нахская библиотека Добавить в ИзбранноеВ закладки Написать редакцииНаписать RSS лентаRSS
логин: пароль:
Регистрация! Забыли пароль?
Библиотека

Поиск
Опрос

Язык
История
Культура
Литература
Родина
Народ


Рассылка

» Родина » «Чеченцы-аккинцы (ауховцы) и их гражданские формирования»
«Чеченцы-аккинцы (ауховцы) и их гражданские формирования» Ю. Г. Кульчик, А. А. Адилсултанов

I .

Предки современных чеченцев, населяющих сегодня территорию Дагестана, проживали здесь еще в глубокой древности. Данные археологических раскопок поселений и могильников Хазар-Калинского, Новолакского, Яман-су, Балан-су и других на территории Акки подтверждают наличие вайнахского элемента в Тереко-Сулакском междуречье [1]. То обстоятельство, что здесь население сохранило в своей разговорной речи "более древние формы вайнахских языков", свидетельствует об обособлении этой части этноса в самом начале процесса внутриэтнического разделения вайнахов на чеченцев, ингушей, орстхойцев, кистинцев, аккинцев и т.д. [2]. Люди издревле именовали себя в этих местах "аккинцами" ("аккхи"), но к ним применялось также и другое этническое имя — "ауховцы" ("овхой"), что и привело к образованию двойного названия: аккинцы (ауховцы). При анализе всех этнополитических процессов в регионе необходимо иметь в виду, что значительная часть проживающего здесь чеченского населения воспринимает землю в означенных границах как "исторический Аух", как единственное место в мире, где возможно существование аккинцев.

Многое перенесли они в этом крае, расположенном в зоне пересечения торгово-экономических и военно-политических связей громадного евро-азиатского материка. Приходилось вступать в контакты с персами и хазарами, арабами и татаро-монголами, с целым сонмом других племен и народов:

— отношения с персами были весьма разнообразными. Именно они стали строить здесь первые укрепления. Так на землях Акки появились три крепости Кешен, Гилян и Мескеты, память о которых до настоящего времени сохранилась в названиях селений Кешана в Дагестане, Гилна и Мескеты на территории современной Чеченской республики;

— с хазарами у аккинцев были не только интенсивные экономические связи, о чем свидетельствуют, к примеру, раскопки на окраине селения ГI ачалкъ (Хазар-Кала), но и крупные совместные военные выступления. В хазарско-арабских войнах участвовали аккинские отряды, возглавляемые опытным предводителем Агуки Шагином (Ауховский Шагин);

— с арабами у аккинцев были весьма недолгие прямые контакты. Около столетия (642-735гг., а по арабскому летоисчислению с 22 по 115 год хиджры) арабы вели упорную борьбу за эту территорию, причем закрепиться на ней им так не удалось. Однако, влияние их оказалось огромным: ислам вошел в жизнь аккинцев, регламентировал повседневный порядок поведения, в определенные исторические периоды определял их политическую идеологию и т.д.;

— спустя примерно пятьсот лет татаро-монголы были встречены аккинцами как "неверные". Именно под лозунгами джихада, священной войны во имя Аллаха, вели в бой свои дружины аккинские вожди Янбек, Таймасхан и Маадий против войск Золотой Орды. Хотя отношения с армией проходившего в этих местах в 1395-1396гт. Тимура имели уже несколько иной характер, для населения Ауха изнурительная борьба против татаро-монголов на протяжении XIII —ХIV вв. в целом вызвала значительный регресс в развитии: почти все равнинные и часть предгорных поселений были разорены и стерты с лица земли, ухоженные поля превратились в пустыню [3].

С XV века начинается новый этап в развитии Терско-Сулакского междуречья: возвращается местное население и прибывают новые группы вайнахов, восстанавливается и быстро развивается хозяйственная жизнь края, налаживаются связи с другими народами Кавказа, устанавливаются взаимоотношения аккинцев с Россией. В русских источниках с середины XVI века встречаются упоминания аккинцев ("ококи" или "окуки", "окочане" — от их самоназвания аккхи") и их этнотерритории ("Окоцкая земля", "Окох" и "Старый Окох") [4].

Первоначально контакты аккинцев с русскими развивались мирно, о чем свидетельствует союзный договор 1588 года [5]. Однако достаточно скоро характер отношений стал меняться. На наш взгляд, это было обусловлено двумя факторами:

аккинцы продолжали жить, сохраняя формы общинной социальной организации. Их общественный строй казался набирающей мощь государственной машине России "примитивным", не заслуживающим внимания в процессе принятия каких-то серьезных решений. Наталкиваясь на неожиданное сопротивление, российские власти проводили карательные акции. Об этом свидетельствуют походы царских войск 1718-1722гг., которые привели к отходу части аккинцев-гачалковцев от правого берега Терека и скоплению их ближе к реке Аксай и Качкалыковскому хребту, а также положили начало вытеснению и уничтожению представителей аккинцев-пхарчхоевцев равнинной зоны [6];

— рост политических интересов России, Ирана и Турции на Кавказе определил втягивание аккинцев, наряду с другими народами, в орбиту международных отношений. Внутри аккинского общества появились группировки, придерживавшиеся различной ориентации, что разрушило политическую стабильность [7].

Как указывает источник конца XVIII века, "жилища Чеченцев простирались прежде сего от гор, недалеко от Эндери находящихся, до самого моря" [8]. Однако уже персидский поход Петра I 1722-1723гг. и строительство крепости Святой Крест на Судаке немало способствовали уменьшению территории и влияния Акки.

Положение усугублялось тем, что у соседних кумыков и аварцев процесс распада родоплеменных союзов шел значительно быстрее, чем у аккинцев и всех вайнахов. Вследствие этого между ними возникали территориальные споры [9]. Необходимо однако иметь в виду существовавшую в тот исторический период традицию: на Кавказе, на Ближнем и Среднем Востоке отсутствовали какие-либо четко фиксированные государственные границы, и уж тем более при их очень условном проведении никоим образом не учитывался этнический состав населения. Любые попытки каких-либо новых местных феодальных властителей установить свое господство хотя бы над частью территории региона вызывали сопротивление.

С 30-х гг. XVIII века для аккинцев начался долгий процесс борьбы против царской администрации и местных северокавказских владельцев [10]. Постепенно она стала приобретать характер священной войны за чистоту ислама. Последний превращался в политическую идеологию, которая мобилизовала и консолидировала все чеченское население.

В 1785-1791гг. пастух Мансур-Ушурма, став имамом, объединил горцев и возглавил их борьбу против царских войск. К нему присоединились аккинцы, которые выдвинули также и своих собственных лидеров. Подавление этого движения привело к массовому истреблению аккинского населения и насаждению колониальной администрации в равнинных районах Акки.

Однако это было лишь прелюдией большой Кавказской войны, развернувшейся в 20-50-х годах XIX века. К этому времени процесс становления государственности у чеченцев, ингушей, некоторых других горских народов достиг своего апогея. Шамиль, избранный осенью 1834 года имамом Чечни и Дагестана и получивший тем самым возможность огромного влияния на все население региона, стал назначать своих доверенных лиц управляющими (наибами) отдельных горных и равнинных обществ, а в 1840 году разделил всю территорию на четыре округа (вилаята) — Ауховский, Мичиковский, Большую и Малую Чечню. В 1842 году имамат был разделен на три области со своими начальниками: Чеченскую, Аварскую и Андалалскую. Наибства западной области имамата были объединены в Чеченскую область. Имам Шамиль так и называл ее — "Чечен" [11].

Таким образом, шел процесс формирования государственного образования, который полностью противоречил планам Российской империи, уже захватившей целый ряд более южных районов современного Дагестана и Азербайджана. Поскольку российское правительство не хотело соглашаться на существование здесь каких-либо форм государственности отдельных народов, борьба сразу приняла бескомпромиссный характер.

Для всех частей чеченского этноса Кавказская война по своей сути являлась национально-освободительной. Ожесточенные военные действия поставили аккинское население на грань физического уничтожения (люди не только гибли, но и тысячами бежали из родных мест в Турцию, Сирию, Иорданию).

Россия взяла под контроль территорию Ауха лишь после того, как были разрушены крупные селения Почкъар-юрт, Хасий-Эвл и построены в центре Акки крепости Хасав-Юрт и Кашень-Аух. По окончании Кавказской войны территория Акки (Ауха) вошла в состав Терской области под названием Хасавюртовского округа, населенного аккинцами, а также кумыками и ногайцами. Вхождение Ауха в состав Терской области было органичным, поскольку все части чеченского этноса оказались объединенными в рамках одного областного административно-территориального образования, что благоприятствовало развитию экономических, социальных, культурных, семейных и прочих внутриэтйических связей.

В 1921 году территория Хасавюртовского округа была включена в состав созданной Дагестанской республики. Согласно переписи населения 1926 года, в Дагестане (в Хасавюртовском, Бабаюртовском, Караногайском и Шелковском районах) проживало около 22 тысяч чеченцев. Из них около 17 тысяч — на территории Хасавюртовского района. Здесь также находилось 16 тыс. кумыков, а также 761 аварец. В Бабаюртовском районе насчитывалось более 3 тыс. чеченцев, причем они жили компактно в 18 практически мононациональных по составу селах [12].

Статистика, однако, не в состоянии дать представление о той напряженной ситуации, которая сложилась здесь в результате волюнтаристских действий верховной власти. Обнаруженные в архивах документы отражают этно-политическую нестабильность в разделенных границей районах ДАССР и Чеченской Автономной области: шли затяжные споры о порядке землепользования сотен десятин [13], выливавшиеся время от времени в кровопролитные столкновения [14]; в вышестоящие инстанции направлялись петиции с доказательствами необходимости использования данной территории как единого экономического пространства. Даже в официальных документах отмечалось, что страдают тысячи людей чеченской национальности, так как делопроизводство в сельсоветах и преподавание в сельских школах "в порядке коренизации" осуществлялись на кумыкском языке [15].

В 1943 году на базе 9 сельсоветов (15 колхозов) с учетом этнического состава населения был создан Ауховский район. В момент его образования здесь находилось 14,5 тыс. чеченцев, т.е. около половины всех вайнахов Дагестана. Предполагалось учитывать потребности национального развития: открыть школы с преподаванием на родном языке, наладить печать и т.д.

Сегодня высказывается мнение, что создание района "было предусмотрено вовсе не для поддержания чаяний аккинцев, а только для их успокоения, "усыпления" перед тем, как подвергнуть их геноциду". Вполне вероятно, что это соответствует действительности. Во всяком случае, в опубликованных недавно исследованиях, посвященных трагедии 23 февраля 1944 года, указывается, что подготовка к крупномасштабной репрессивной акции по депортации вайнахов (чеченцев, ингушей, аккинцев) началась еще в 1942 году [16]. Нас в этом убедила обнаруженная в ходе разбора архивных материалов деталь: между последним, решающим документом, по которому Ауховский район де-юре стал административно-территориальной единицей Дагестана, и роковым для всех вайнахов 23 февраля — всего... 11 дней [17].

В результате "переселенческой" акции сталинского режима аккинцы, согласно некоторым оценкам, потеряли от 1/3 до 2/3 населения. Это объясняется многими причинами. Была холодная зима. За 15 суток в "телячьих" вагонах аккинцы, едущие в неизвестность, испытывали невероятные муки. Многим смерть виделась выходом из положения. Прибыв на место, в голые степи, люди не знали, где спать, чем питаться. Местное население, под воздействием интенсивной идеологической обработки, считало их "врагами народа". На местах спецпоселений в Казахстане и Киргизии аккинцев расселили небольшими группами в сельской местности. Они адаптировались с большим трудом: климатические условия отличались от привычных, традиционный уклад жизни был разрушен. К этому следует добавились еще и продолжавшиеся многие годы акты, унижавшие гражданское достоинство людей: их ежемесячно вызывали в комендатуру и заставляли расписываться под словами "за выезд из ... местности согласен на 20 лет каторги" [18].

После выселения чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию на основании "Указа Президиума Верховного Совета об административно-территориальном устройстве Дагестанской АССР" от 7 июня 1944 года Ауховский район был переименован в Новолакский, причем часть территории была передана в состав Казбековского района. Все населенные пункты также получили новые названия, а районный центр из селения Ярыксу-Аух был перенесен в селение Банай-Аул и переименован в Новолакское. Было сделано все для того, чтобы уничтожить всякие следы проживания вайнахской этнической группы (аккинцев) в Дагестане, стереть из памяти людей сами названия Акка, Аух, аккинец, ауховец (архивные материалы показывают, как скрупулезно и методично занимался этим бюрократический государственный аппарат) [19].В села Новолакского района из горных аулов переселялись лакцы, в чеченские населенные пункты Казбековского района — аварцы.

После выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957г. аккинцы (так же, как ингуши и чеченцы) формально получили возможность вернуться домой. Однако руководство Дагестанской АССР решило внести в него свои коррективы. В места выселения аккинцев' были в срочном порядке откомандированы уполномоченные по так называемому "оргнабору". Они были снабжены специальными удостоверениями, в которых указывались обязательные пункты размещения аккинцев в Дагестане. При этом оговаривалось непременное условие: возвращение возможно лишь в том случае, если аккинцы согласны поселиться не в своих родных селах, а в местах, указанных в удостоверениях. Было разрешено поселиться в пяти районах Дагестана, территория бывшего Ауховского района для них оставалась под строжайшим запретом. Таким образом, аккинцы должны были возвращаться не как реабилитированные, а в качестве рабочей силы. Отметим и такой немаловажный факт: решения XX съезда и Указ от 9 января 1957 года доводились до ауховцев теми же уполномоченными по оргнабору [20].

В 1958 году дискриминация аккинцев была закреплена законодательно: 16 июля Совет Министров Дагестанской АССР принял постановление N 254, по которому ауховцы не имели права селиться в селах Новолакского и Казбековского районов Дагестана. Был введен жесткий паспортный режим, согласно которому в указанных районах возвращающиеся чеченцы не подлежали прописке. Прокуратуре, МВД и Верховному Суду ДАССР предписывалось "принять меры к строгому соблюдению паспортного режима и охране общественного порядка в вышеуказанных местностях, привлекая нарушителей законов к государственной ответственности".

Однако власти не ограничились этим. Ссылаясь на то, что, якобы, дагестанское население, возвращающееся из Чечено-Ингушетии, и чеченцев, прибывающих в родные места, невозможно обустроить, в Постановление N 254 был введен пункт 3, который гласил, что дальнейшее переселение чеченцев из Средней Азии будет проведено только в течение 1959-1960 годов [21]. Так затягивало руководство Дагестана возвращение коренных жителей в республику.

Действие законодательно закрепленных решений правительства Дагестана не замедлило сказаться на положении возвращающихся аккинцев. Те, кто все же осмеливался "пробраться" в свои села, подвергались всяческим преследованиям. Их не прописывали по 10-15 лет, не предоставляли работы, выселяли, арестовывали; их дома сносили, семьи терроризировали, детей не пускали в школу. Единственная привилегия, предоставленная местными властями вернувшимся аккинцам (и то из-за несговорчивости и непокорности последних), состояла в том, что им разрешалось хоронить умерших на своих родовых кладбищах [22]. И хотя официальными органами. Дагестана постановление N 254 было отменено еще в 1963 году [23], "паспортный режим" и "строжайшее соблюдение закона" продолжают осуществляться почти вплоть до настоящего времени.

Со времени возвращения аккинцы начали ставить перед руководством Дагестана, РСФСР и СССР вопрос о восстановлении Ауховского района и своем переселении в его населенные пункты. На протяжении почти 30 лет преследовались властями представители аккинцев, отправлявшиеся в Махачкалу, Москву с петициями, обращениями и т.д.; почтовые отправления из республик (письма, заявления) перехватывали на почтамтах; делегации аккинцев задерживали в аэропортах и на вокзалах различных городов СССР, арестовывали в самой Москве и высылали обратно; активных участников движения увольняли с работы, исключали из партии, под различными предлогами и по сфальсифицированным обвинениям предавали суду. Даже в тех исключительных случаях, когда аккинским представителям все же удавалось передать какие-либо бумаги "наверх", последние отправлялись обратно в Дагестан, где с авторами проводилась "воспитательная работа".

Таковы вкратце основные вехи истории аккинцев. Являясь составной частью вайнахского этноса, они вместе с тем прожили свою собственную судьбу. Ныне данная этническая группа, в сравнении с другими группами вайнахов, живущими на территории Чеченской республики и Ингушетии, оказалась в наиболее тяжелых условиях. Исторический Аух как естественная, складывавшаяся в течение многих веков территория обитания аккинцев, был разрушен тоталитарным режимом вследствие отторжения его сердцевины — Ауховского района. Тем самым были подорваны основы существования этноса, а также нарушены устойчивые взаимосвязи между различными народами, проживающими в Хасавюртовском регионе. Была заложена основа для формирования здесь очага острейших межнациональных противоречий, в ликвидации которого в настоящее время делаются лишь первые шаги.

Страница 1 из 3 | Следующая страница
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
31) noxcho 007 (2 мая 2008 08:11)
neznayu o chem vi, no ya znayu odno chto akkinci karoli tam v dagestane, osobenno molodej,vsem dokazivayut kto takie chechenci!!! odnim slovom Krasavchiki oni!!!! i volnaya borba u nix samaya mojno skazat xoroshaya v mire!!!!!krasavchiki bratya nashi!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
!!!!!!!!!!i v xasavyurte mnogo u menya druzey mse zakonnie pacani daje mojno skazat ludshe chem noxchi
32) Beno s Xasa (2 мая 2008 19:28)
Ya tozhe beno akkinec, no ne nado govorit, chto oni luchshe chem noxchi, v CHechne zhivut loma akxe i chur axke. Uvazhajushij sebya noxchi takie veshi ne budet govorit, ty provokator.

Aux eto ne Dagestan, a ravninnaya CHechnya!
33) noXcho (4 мая 2008 21:04)
Beno s Xasa,
pravilno govorish, brat. akkincy - eto takie zhe chechency, kak i vse ostalnye. esli poslushat noxcho 007 to oni otdelnaja nacija, a eto ne tak. my odin narod
34) auh (12 мая 2008 13:35)
Я, ауховский чеченец, многое бы отдал, чтобы иметь возможность на вопрос - "откуда ты?", отвечать - "с Чечни". За эту возможность я согласен пережить обе чеченские войны и мне стыдно перед нохчмахкой, что ее у нас не было. Хотя в душе своей я их и так пережил.
35) Zalim (30 июля 2008 14:54)
ch1anti jo1...ya akkinec esli hochesh pogovorit napishi na moy mail mi posmotrim kto komu meshaet

moy mail .... mix88.ru@mail.ru

ti navernoe ploho znaesh akkincev

ch1anti jo1,
ya jdu tvoego otveta
36) Нах (20 августа 2008 19:12)
Г1АЛГ1АЙ\ Г1АЛХОЙ\ - ингуш, Г1АЛАНЧОЖ! – название местности!!! КОРЕНЬ в обоих случаях Г1АЛ-\имя бога Алла – без арабского «ха» Аллаха\., где Г1 нельзя путать с русской буквой «Г», оно больше слышится как «хА».. \опять наблюдаем привязку названия народа к имени бога \
«ХОЙ» – древнее окончание рода, «ЧОЖ» – название важного места, имя. Примеры; -- Лоужхой-Чож; Чожи-Чу. ... Чож Мирзаханов - ингушский старшина
« Г1АЛ » древневейнахское слово. Возможно « Г1АЛ-ОЙ» и есть слово «АЛОЙ» «АЛА-Н»\по Марру\, ведь «Г1» не слышится в слове.\историк МАРР говорил, что аланы произносилось именно так «haL» /. В слове Г1-АЛАН-ЧОЖ, ясно видится и слышится международное название АЛАН !!! Слово «АЛАН» – стоит корнем в название местности. Буквальный перевод слова « АЛАНЧОЖ» - «МЕСТО АЛАНА» .
Аланы отступившие в горы с равнины, не могли не оставить свое личное название в название наций и конкретной местности.!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
!!!!!!!!

Г1АЛАНЧОЖ: Мелхиста2. Аькха(Лам-Аькх)3. Мержа4. Нашх(проживают горные нашхой, говорят на галанчожском диалекте)5. Ялхарой6. Ц1ечой Ахк7. Орстхой Мохк8. Вийлах9. Кей10. Пешх11. Ч1адан-Аре ...

Самоназвание вейнахов –гаргареи,ококи,глигвы,кусты,дзурд
зуки, г1алг1ай и т.д. известны с античных, средневековых времен

Ингушские фяппи – это акинцы-вабуа, что мало кто знает. В таком случае, с орстхоевцами акинцы, в Ингушетии подавляющее большинство\70%\, мне кажется подобная картина и в Чечне.!!!!!
37) Нах (24 августа 2008 14:30)
Акхой - это кроме акинцев, орстхой, фяппи, бацбийцы\фяппи Грузии\, а возможно и предки всех вейнахов.
Про акинцев князя Ших-Мурзу Оккоцкого\Аккинского\\16век!!!!
!\,родственника русского царя, который был родом из Дарьяльского ущелья, западная Ингушетия-Грузия\Акхи лом\ и т.д. проф. И. Дахкильгов. http://www.ingushetiya.ru/article/57.htm
l
38) Нах (31 августа 2008 10:02)
«ВЕЙ»- «Наш» - древнейший нахский бог Солнца, известен в мире под именем Аполлона, изображался в виде волка.
«Тха»- «Наш» -древний бог нахов.
«Даьла» бог нахов \ Да-отец, Аьла-бог. Переводится как – Отец наш бог.\ В древнем своём значении ("владыка", "бог") слово эла (аьли) можно найти в теонимах вайнахского языческого пантеона – Сеаьла, Тушоаьли, Раоала, Маг1ал.
В еврейский язык из кавказского\нахского\ имя бога Аьла, попало как «Владыко», а в арабский именем бога, Всевышнего –Алла-х.
,Г1-Ал-хой \древнее название нахов\Г1-Алан-Чож\родина нахов в горах\ , также мы ясно видим имя бога Аьла. Часть осетин до 19 века, молились с вейнахами на горе Мят-лом, богу Солнца – Маг1ал\ма-имя солнца, Ал-имя бога\, отсюда название нахов – «Маг1ал-он».
Больше того вейнахи и сегодня «люди», «народ» обозначают именами первых пророков «Нах», «Адам».
Эзделу –Кодекс Чести ЗАКОНУ для ИЗБРАННЫХ людей, обучался весь вейнахский народ, когда другие народы обучали Эзделу только свою элиту\князей,господ\. Через тысячи лет войн, гонений, голода,изоляции в горах, выселений, депортации,обмана вейнахи сохранили Кодекс Чести, который и сегодня позволяет нам быть на равных в любом избранном обществе, будь он князем или вором в законе.
Сохранили б мы Эздел в 21 веке, не будь его в наших генах, крови, материнском молоке, под таким многовековым прессом!??????
Трудно поспорить с избранностью еврейского народа, достижения его велики, и «избранность» упоминается в Библии, Коране, но начало пути народа, возможно было таковым. Два спорных взгляда: -
1.«Как я понимаю чеченцев. Четыре взгляда» Альфред Кох
http://www.polit.ru/analytics/2005/09/03
/4vzglyada.html

Трудно быть чеченцем».
Чеченская пословица
«Трудно быть евреем».
Еврейская пословица
2. http://www.teptar.com/2007/10/17/chechen
cy_evrei.html «Чеченцы и евреи»
39) Marunochka (14 октября 2008 17:57)
Все бы сайты такими были :)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
© 2005—2015 Нахская библиотека