...
Zhaina - Нахская библиотека Добавить в ИзбранноеВ закладки Написать редакцииНаписать RSS лентаRSS
логин: пароль:
Регистрация! Забыли пароль?
Библиотека

Поиск
Опрос

Язык
История
Культура
Литература
Родина
Народ


Рассылка

Главная страница » Родина » «Чеченцы-аккинцы (ауховцы) и их гражданские формирования»
«Чеченцы-аккинцы (ауховцы) и их гражданские формирования» Ю. Г. Кульчик, А. А. Адилсултанов

I .

Предки современных чеченцев, населяющих сегодня территорию Дагестана, проживали здесь еще в глубокой древности. Данные археологических раскопок поселений и могильников Хазар-Калинского, Новолакского, Яман-су, Балан-су и других на территории Акки подтверждают наличие вайнахского элемента в Тереко-Сулакском междуречье [1]. То обстоятельство, что здесь население сохранило в своей разговорной речи "более древние формы вайнахских языков", свидетельствует об обособлении этой части этноса в самом начале процесса внутриэтнического разделения вайнахов на чеченцев, ингушей, орстхойцев, кистинцев, аккинцев и т.д. [2]. Люди издревле именовали себя в этих местах "аккинцами" ("аккхи"), но к ним применялось также и другое этническое имя — "ауховцы" ("овхой"), что и привело к образованию двойного названия: аккинцы (ауховцы). При анализе всех этнополитических процессов в регионе необходимо иметь в виду, что значительная часть проживающего здесь чеченского населения воспринимает землю в означенных границах как "исторический Аух", как единственное место в мире, где возможно существование аккинцев.

Многое перенесли они в этом крае, расположенном в зоне пересечения торгово-экономических и военно-политических связей громадного евро-азиатского материка. Приходилось вступать в контакты с персами и хазарами, арабами и татаро-монголами, с целым сонмом других племен и народов:

— отношения с персами были весьма разнообразными. Именно они стали строить здесь первые укрепления. Так на землях Акки появились три крепости Кешен, Гилян и Мескеты, память о которых до настоящего времени сохранилась в названиях селений Кешана в Дагестане, Гилна и Мескеты на территории современной Чеченской республики;

— с хазарами у аккинцев были не только интенсивные экономические связи, о чем свидетельствуют, к примеру, раскопки на окраине селения ГI ачалкъ (Хазар-Кала), но и крупные совместные военные выступления. В хазарско-арабских войнах участвовали аккинские отряды, возглавляемые опытным предводителем Агуки Шагином (Ауховский Шагин);

— с арабами у аккинцев были весьма недолгие прямые контакты. Около столетия (642-735гг., а по арабскому летоисчислению с 22 по 115 год хиджры) арабы вели упорную борьбу за эту территорию, причем закрепиться на ней им так не удалось. Однако, влияние их оказалось огромным: ислам вошел в жизнь аккинцев, регламентировал повседневный порядок поведения, в определенные исторические периоды определял их политическую идеологию и т.д.;

— спустя примерно пятьсот лет татаро-монголы были встречены аккинцами как "неверные". Именно под лозунгами джихада, священной войны во имя Аллаха, вели в бой свои дружины аккинские вожди Янбек, Таймасхан и Маадий против войск Золотой Орды. Хотя отношения с армией проходившего в этих местах в 1395-1396гт. Тимура имели уже несколько иной характер, для населения Ауха изнурительная борьба против татаро-монголов на протяжении XIII —ХIV вв. в целом вызвала значительный регресс в развитии: почти все равнинные и часть предгорных поселений были разорены и стерты с лица земли, ухоженные поля превратились в пустыню [3].

С XV века начинается новый этап в развитии Терско-Сулакского междуречья: возвращается местное население и прибывают новые группы вайнахов, восстанавливается и быстро развивается хозяйственная жизнь края, налаживаются связи с другими народами Кавказа, устанавливаются взаимоотношения аккинцев с Россией. В русских источниках с середины XVI века встречаются упоминания аккинцев ("ококи" или "окуки", "окочане" — от их самоназвания аккхи") и их этнотерритории ("Окоцкая земля", "Окох" и "Старый Окох") [4].

Первоначально контакты аккинцев с русскими развивались мирно, о чем свидетельствует союзный договор 1588 года [5]. Однако достаточно скоро характер отношений стал меняться. На наш взгляд, это было обусловлено двумя факторами:

аккинцы продолжали жить, сохраняя формы общинной социальной организации. Их общественный строй казался набирающей мощь государственной машине России "примитивным", не заслуживающим внимания в процессе принятия каких-то серьезных решений. Наталкиваясь на неожиданное сопротивление, российские власти проводили карательные акции. Об этом свидетельствуют походы царских войск 1718-1722гг., которые привели к отходу части аккинцев-гачалковцев от правого берега Терека и скоплению их ближе к реке Аксай и Качкалыковскому хребту, а также положили начало вытеснению и уничтожению представителей аккинцев-пхарчхоевцев равнинной зоны [6];

— рост политических интересов России, Ирана и Турции на Кавказе определил втягивание аккинцев, наряду с другими народами, в орбиту международных отношений. Внутри аккинского общества появились группировки, придерживавшиеся различной ориентации, что разрушило политическую стабильность [7].

Как указывает источник конца XVIII века, "жилища Чеченцев простирались прежде сего от гор, недалеко от Эндери находящихся, до самого моря" [8]. Однако уже персидский поход Петра I 1722-1723гг. и строительство крепости Святой Крест на Судаке немало способствовали уменьшению территории и влияния Акки.

Положение усугублялось тем, что у соседних кумыков и аварцев процесс распада родоплеменных союзов шел значительно быстрее, чем у аккинцев и всех вайнахов. Вследствие этого между ними возникали территориальные споры [9]. Необходимо однако иметь в виду существовавшую в тот исторический период традицию: на Кавказе, на Ближнем и Среднем Востоке отсутствовали какие-либо четко фиксированные государственные границы, и уж тем более при их очень условном проведении никоим образом не учитывался этнический состав населения. Любые попытки каких-либо новых местных феодальных властителей установить свое господство хотя бы над частью территории региона вызывали сопротивление.

С 30-х гг. XVIII века для аккинцев начался долгий процесс борьбы против царской администрации и местных северокавказских владельцев [10]. Постепенно она стала приобретать характер священной войны за чистоту ислама. Последний превращался в политическую идеологию, которая мобилизовала и консолидировала все чеченское население.

В 1785-1791гг. пастух Мансур-Ушурма, став имамом, объединил горцев и возглавил их борьбу против царских войск. К нему присоединились аккинцы, которые выдвинули также и своих собственных лидеров. Подавление этого движения привело к массовому истреблению аккинского населения и насаждению колониальной администрации в равнинных районах Акки.

Однако это было лишь прелюдией большой Кавказской войны, развернувшейся в 20-50-х годах XIX века. К этому времени процесс становления государственности у чеченцев, ингушей, некоторых других горских народов достиг своего апогея. Шамиль, избранный осенью 1834 года имамом Чечни и Дагестана и получивший тем самым возможность огромного влияния на все население региона, стал назначать своих доверенных лиц управляющими (наибами) отдельных горных и равнинных обществ, а в 1840 году разделил всю территорию на четыре округа (вилаята) — Ауховский, Мичиковский, Большую и Малую Чечню. В 1842 году имамат был разделен на три области со своими начальниками: Чеченскую, Аварскую и Андалалскую. Наибства западной области имамата были объединены в Чеченскую область. Имам Шамиль так и называл ее — "Чечен" [11].

Таким образом, шел процесс формирования государственного образования, который полностью противоречил планам Российской империи, уже захватившей целый ряд более южных районов современного Дагестана и Азербайджана. Поскольку российское правительство не хотело соглашаться на существование здесь каких-либо форм государственности отдельных народов, борьба сразу приняла бескомпромиссный характер.

Для всех частей чеченского этноса Кавказская война по своей сути являлась национально-освободительной. Ожесточенные военные действия поставили аккинское население на грань физического уничтожения (люди не только гибли, но и тысячами бежали из родных мест в Турцию, Сирию, Иорданию).

Россия взяла под контроль территорию Ауха лишь после того, как были разрушены крупные селения Почкъар-юрт, Хасий-Эвл и построены в центре Акки крепости Хасав-Юрт и Кашень-Аух. По окончании Кавказской войны территория Акки (Ауха) вошла в состав Терской области под названием Хасавюртовского округа, населенного аккинцами, а также кумыками и ногайцами. Вхождение Ауха в состав Терской области было органичным, поскольку все части чеченского этноса оказались объединенными в рамках одного областного административно-территориального образования, что благоприятствовало развитию экономических, социальных, культурных, семейных и прочих внутриэтйических связей.

В 1921 году территория Хасавюртовского округа была включена в состав созданной Дагестанской республики. Согласно переписи населения 1926 года, в Дагестане (в Хасавюртовском, Бабаюртовском, Караногайском и Шелковском районах) проживало около 22 тысяч чеченцев. Из них около 17 тысяч — на территории Хасавюртовского района. Здесь также находилось 16 тыс. кумыков, а также 761 аварец. В Бабаюртовском районе насчитывалось более 3 тыс. чеченцев, причем они жили компактно в 18 практически мононациональных по составу селах [12].

Статистика, однако, не в состоянии дать представление о той напряженной ситуации, которая сложилась здесь в результате волюнтаристских действий верховной власти. Обнаруженные в архивах документы отражают этно-политическую нестабильность в разделенных границей районах ДАССР и Чеченской Автономной области: шли затяжные споры о порядке землепользования сотен десятин [13], выливавшиеся время от времени в кровопролитные столкновения [14]; в вышестоящие инстанции направлялись петиции с доказательствами необходимости использования данной территории как единого экономического пространства. Даже в официальных документах отмечалось, что страдают тысячи людей чеченской национальности, так как делопроизводство в сельсоветах и преподавание в сельских школах "в порядке коренизации" осуществлялись на кумыкском языке [15].

В 1943 году на базе 9 сельсоветов (15 колхозов) с учетом этнического состава населения был создан Ауховский район. В момент его образования здесь находилось 14,5 тыс. чеченцев, т.е. около половины всех вайнахов Дагестана. Предполагалось учитывать потребности национального развития: открыть школы с преподаванием на родном языке, наладить печать и т.д.

Сегодня высказывается мнение, что создание района "было предусмотрено вовсе не для поддержания чаяний аккинцев, а только для их успокоения, "усыпления" перед тем, как подвергнуть их геноциду". Вполне вероятно, что это соответствует действительности. Во всяком случае, в опубликованных недавно исследованиях, посвященных трагедии 23 февраля 1944 года, указывается, что подготовка к крупномасштабной репрессивной акции по депортации вайнахов (чеченцев, ингушей, аккинцев) началась еще в 1942 году [16]. Нас в этом убедила обнаруженная в ходе разбора архивных материалов деталь: между последним, решающим документом, по которому Ауховский район де-юре стал административно-территориальной единицей Дагестана, и роковым для всех вайнахов 23 февраля — всего... 11 дней [17].

В результате "переселенческой" акции сталинского режима аккинцы, согласно некоторым оценкам, потеряли от 1/3 до 2/3 населения. Это объясняется многими причинами. Была холодная зима. За 15 суток в "телячьих" вагонах аккинцы, едущие в неизвестность, испытывали невероятные муки. Многим смерть виделась выходом из положения. Прибыв на место, в голые степи, люди не знали, где спать, чем питаться. Местное население, под воздействием интенсивной идеологической обработки, считало их "врагами народа". На местах спецпоселений в Казахстане и Киргизии аккинцев расселили небольшими группами в сельской местности. Они адаптировались с большим трудом: климатические условия отличались от привычных, традиционный уклад жизни был разрушен. К этому следует добавились еще и продолжавшиеся многие годы акты, унижавшие гражданское достоинство людей: их ежемесячно вызывали в комендатуру и заставляли расписываться под словами "за выезд из ... местности согласен на 20 лет каторги" [18].

После выселения чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию на основании "Указа Президиума Верховного Совета об административно-территориальном устройстве Дагестанской АССР" от 7 июня 1944 года Ауховский район был переименован в Новолакский, причем часть территории была передана в состав Казбековского района. Все населенные пункты также получили новые названия, а районный центр из селения Ярыксу-Аух был перенесен в селение Банай-Аул и переименован в Новолакское. Было сделано все для того, чтобы уничтожить всякие следы проживания вайнахской этнической группы (аккинцев) в Дагестане, стереть из памяти людей сами названия Акка, Аух, аккинец, ауховец (архивные материалы показывают, как скрупулезно и методично занимался этим бюрократический государственный аппарат) [19].В села Новолакского района из горных аулов переселялись лакцы, в чеченские населенные пункты Казбековского района — аварцы.

После выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957г. аккинцы (так же, как ингуши и чеченцы) формально получили возможность вернуться домой. Однако руководство Дагестанской АССР решило внести в него свои коррективы. В места выселения аккинцев' были в срочном порядке откомандированы уполномоченные по так называемому "оргнабору". Они были снабжены специальными удостоверениями, в которых указывались обязательные пункты размещения аккинцев в Дагестане. При этом оговаривалось непременное условие: возвращение возможно лишь в том случае, если аккинцы согласны поселиться не в своих родных селах, а в местах, указанных в удостоверениях. Было разрешено поселиться в пяти районах Дагестана, территория бывшего Ауховского района для них оставалась под строжайшим запретом. Таким образом, аккинцы должны были возвращаться не как реабилитированные, а в качестве рабочей силы. Отметим и такой немаловажный факт: решения XX съезда и Указ от 9 января 1957 года доводились до ауховцев теми же уполномоченными по оргнабору [20].

В 1958 году дискриминация аккинцев была закреплена законодательно: 16 июля Совет Министров Дагестанской АССР принял постановление N 254, по которому ауховцы не имели права селиться в селах Новолакского и Казбековского районов Дагестана. Был введен жесткий паспортный режим, согласно которому в указанных районах возвращающиеся чеченцы не подлежали прописке. Прокуратуре, МВД и Верховному Суду ДАССР предписывалось "принять меры к строгому соблюдению паспортного режима и охране общественного порядка в вышеуказанных местностях, привлекая нарушителей законов к государственной ответственности".

Однако власти не ограничились этим. Ссылаясь на то, что, якобы, дагестанское население, возвращающееся из Чечено-Ингушетии, и чеченцев, прибывающих в родные места, невозможно обустроить, в Постановление N 254 был введен пункт 3, который гласил, что дальнейшее переселение чеченцев из Средней Азии будет проведено только в течение 1959-1960 годов [21]. Так затягивало руководство Дагестана возвращение коренных жителей в республику.

Действие законодательно закрепленных решений правительства Дагестана не замедлило сказаться на положении возвращающихся аккинцев. Те, кто все же осмеливался "пробраться" в свои села, подвергались всяческим преследованиям. Их не прописывали по 10-15 лет, не предоставляли работы, выселяли, арестовывали; их дома сносили, семьи терроризировали, детей не пускали в школу. Единственная привилегия, предоставленная местными властями вернувшимся аккинцам (и то из-за несговорчивости и непокорности последних), состояла в том, что им разрешалось хоронить умерших на своих родовых кладбищах [22]. И хотя официальными органами. Дагестана постановление N 254 было отменено еще в 1963 году [23], "паспортный режим" и "строжайшее соблюдение закона" продолжают осуществляться почти вплоть до настоящего времени.

Со времени возвращения аккинцы начали ставить перед руководством Дагестана, РСФСР и СССР вопрос о восстановлении Ауховского района и своем переселении в его населенные пункты. На протяжении почти 30 лет преследовались властями представители аккинцев, отправлявшиеся в Махачкалу, Москву с петициями, обращениями и т.д.; почтовые отправления из республик (письма, заявления) перехватывали на почтамтах; делегации аккинцев задерживали в аэропортах и на вокзалах различных городов СССР, арестовывали в самой Москве и высылали обратно; активных участников движения увольняли с работы, исключали из партии, под различными предлогами и по сфальсифицированным обвинениям предавали суду. Даже в тех исключительных случаях, когда аккинским представителям все же удавалось передать какие-либо бумаги "наверх", последние отправлялись обратно в Дагестан, где с авторами проводилась "воспитательная работа".

Таковы вкратце основные вехи истории аккинцев. Являясь составной частью вайнахского этноса, они вместе с тем прожили свою собственную судьбу. Ныне данная этническая группа, в сравнении с другими группами вайнахов, живущими на территории Чеченской республики и Ингушетии, оказалась в наиболее тяжелых условиях. Исторический Аух как естественная, складывавшаяся в течение многих веков территория обитания аккинцев, был разрушен тоталитарным режимом вследствие отторжения его сердцевины — Ауховского района. Тем самым были подорваны основы существования этноса, а также нарушены устойчивые взаимосвязи между различными народами, проживающими в Хасавюртовском регионе. Была заложена основа для формирования здесь очага острейших межнациональных противоречий, в ликвидации которого в настоящее время делаются лишь первые шаги.

Страница 1 из 3 | Следующая страница
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
1) kant (24 июля 2007 13:09)
ja uznal mnogo nowogo o chechenzah-akkinzah
2) magamed14 (1 августа 2007 00:00)
Rossii nuzhno vernut vse zemli kotorye istoricheski prenodlezhat chechencam i poprosit proshenie za vse to zlo chto ona nam prichenila i togda mozhet i chechency prostyat rossiy i mozhet byt togda my i zahotim zhit s nimi v edinom gosudarstve hotya malo v eto veritsya
3) lamro (25 августа 2007 17:15)
НА ТЕРРИТОРИИ ПРОЖИВАНИЯ НОХЧИНСКИХ ОБЩЕСТВ ЧЕЧЕНЦАМ ИЗ НАШ-ХА ИЗВЕСТНЫ ТРИ ТОЧКИ ИМЕЮЩИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ АЬКХЕ:

1) ЭТО ПАНА-МОХК ИЛИ АУВХАР( ПО ГЕРОДОТУ 1АВ-ХАР), ИЛИ УСЛОВНО АРАР-АЬКХИЙ, ИЛИ РАВНИННАЯ АЬКХА,
2) ВТОРАЯ ТОЧКА ГОРА КАЗБЕК В СТОРОНУ ДЖЕЙРАХА И СОВРЕМЕННОЙ ОСТЕИИ, ГДЕ ЖИЛИ ЧЕЧЕНСКИЕ ПЛЕМЕНА НА МЕСТНОСТИ, ИЗВЕСТНОЙ СТАРИКАМ И УЧЕНЫМ, КАК ЩИРЧА-АЬКХА.
3) И ГОРНАЯ АЬКХА, АЬКХЕ-ЧЮЬ, ЛОМАН-АЬКХЕ ИЛИ АЬКХЕ МОХК (ЛОМАХЬ)- ЭТО МЕСТО РАСПОЛОЖЕНО В ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛЕ НОХЧИЕВ ИЗВЕСТНОЙ КАК НАШХ, ЦЕНТРОМ КОТОРОЙ БЫЛ ГАЛАН-Ч1ОЖ, ОТКУДА РАСПРОСТРАНЯЛОСЬ ХРИСТИАНСТВО( КЕРСТ АЬКХЕ, ЛОМА-КЕРСТ).
ГАЛАН-Ч1ОЖ СЧИТАЕТЬСЯ МНОГИМИ ЦЕНТРОМ ОСНОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОГО ЭТНОСА.

НАПРИМЕР, МЕДОВЫ, ЯЛХАРОЕВЫ С ИНГУШЕТИИ НАЗЫВАЮТ СЕБЯ ПО ТЕЙПУ АККИНЦАМИ, НО СЧИТАЮТ ИНГУШАМИ.

Горная Аькха и горный Орстхой Мохк были зоной смерти, после возвращения из депортации аккинцам ламрой и орстхойцам было запрещено проживание в этих зeмлях Галанчожа.


По преданиям самих аккинцев из Галанчожа, которые подтвержадют некоторые устные рассказчики из Кей Мохка, Орстхой Мохка, Ч1анти Мохка, Шатоя и Бамута, что ломар Галан-Ч1ажер аькхе произошли от человека по имени Вуокх Пулл ( Галан Ч1аж-центр древнего Наша Ха)

По преданиям курчалойцев и мержой он был рожден от женщины алмаст(смежный человек) и отца Турпала Нуохчо.

Запаисано предание от Аюбова Юсуфа жителя Ачхой мартанаовского района(выходец Галанчожа).
4) Albik (21 сентября 2007 22:00)
Ауховцы(Оув-Хой) или Арар-Аькхе из Ауха(Пан-Мохка)

Тейповый состав чеченцев("arar-akhi") Ауха(Хасав-Юрт):

1)31ог1ой, 2)Пхьарчaхой( происхождение ведут от Ширди, Ч1еберлой и Ч1аьнтий), 3)Орстхой(Ц1ечёй), 4)Ваьппи, 5)Барчхой, 6)Кхархой, 7)Пулой, 8)сами Ч1анти, 9)Зандакъой, 10)Курчалой(Куршлой), 11)Билтой, 12)Кевой, 13)Пешхой, 14)Бацой, 15)Нокк-хой, 16)Мержой, 17)Овршой, 18)Дишной, 19)Курчалой, 20)Пордалой, 21)Гендарганой, 22)Эг1ашбатой, 23)Гуной, 24)Ц1онтарой, 25)Жевой, 26)Беной, 27)Шарой, 28) Ч1еберлой, 30) Ширдий-


это говорит о том, что ара-эькхкхи - условное, собирательное название представителей различных нахских тайпов (см. Список информаторов).
________________________________________________

15 в. началался процесс выхода из горных ущелий чеченских обществ, чеченцы как самые активные борцы против нашествия Тимура. Первых чеченцев спускавшихся на равнину русские купцы и путешетсвенники в основном называли акки, дело в том что среди чеченцев Ауха и равнинных чеченцев аккинцы были хорошо известны. Но с началом колониальной политики название нохчинцев изменилось, по имени села Чечен Аул, нахские племена начали называть чеченцами.

Кабардинцы называли их "шашэн", осетины - "цацан". Русские первоначально называли чеченцев "окочанами", " аккинцами ", затем нынешним именем по названию села Большой Чечен. Исторически территория Чечни делится на Большую Чечню и Малую.

________________________________



По мнению большинства ученых, территория расселения чеченских племен в древности тянулась от Ауха до Сванетии, охватывая Северную и Южную Осетию, Балкарию, Карачай и горные провинции Грузии (6). Следует отметить, что в топонимике этих территорий, а также некоторых других областей Закавказья отложился значительный пласт чечено-язычных названий (7).
_____________________________________




первом десятилетии XVIII в. они активно действуют на всем Северо-Восточном Кавказе. В 1722 г. чеченцы вели военные действия против войск Петра I и нанесли поражение отрядам Ветерани у аула Эндери. «Поражение Ветерани, — пишет В. Потто, — живет ныне в преданиях кумыкского народа, которые говорят, что рейтеры Петра Великого были сброшены с кручи сильным натиском чеченцев» (21).

Знаменитый поход Петра Великого на Пeрсию был сорван чеченскими наездниками.
5) Albik (22 сентября 2007 13:30)
На протяжении всего XVIII в. чеченское население Терско-Сулакского междуречья AUKHA пополнялось за счет ичкеринцев, карабулаков и лам-аккинцев (22).
Говоря о заселении этих земель чеченцами, профессор П. И. Ковалевский писал, что они «...мало по малу стали спускаться с гор и постепенно занимать под свои аулы Кумыкскую площадь. Так образовался целый ряд аулов от Качкалыковского хребта и чуть не до Кизляра по Тереку, образуя Качкалыковскую Чечню» (23). Влияние же их в Аухе и во всем Терско-Сулакском междуречье было настолько велико, что, как писал генерал В. Потто, «...ни один из князей кумыкских... не смел выезжать, не будучи сопровождаем чеченцем» (24)._________________________________



Ауховцы или Аренан-Аькхе это отдельный тукхам имеющий свои тейпы, внутри себя, Лом-Аькхе это однородный тукхам имющий свой тейпы, гары и некъи(????)

Насчет переселения на плоскость свое веское слово сказал и величайший нахский ученый, борец за истинную историю Нохчиев Арсаxaнов:
«С достоверностью можно сказать, что переселение аккинцев на плоскость носило не чисто аккинский характер. Об этом свидетельствует весьма пестрый в тайповом отношении состав аккинцев» (Арсаханов, 1959, с. 8 - 9).



АРЕНАН-Аьккхий! Овхой! Напрасны труды тех, кто пытается внушить самим арар-аккинцам-ауховцам и их соседним племенам, что арар-аккинцы-ауховцы не являются коренными жителями междуречья Сулак-Терек. Давайте спросим у давних врагов аренан-аккинских. Они расскажут правду и не ради нас, живущих сегодня, а ради тех коварных целей, которые они вынашивали против чеченцев:

«К управлению начальника Левого фланга Кавказской линии отнесено пространство, ограниченное главным хребтом гор, рр. Андийским Койсу, Сулаком, Каспийским морем и рр. Тереком, Ассой и Даут-Мартаном.
Главное народонаселение этого пространства составляют чеченское племя, самое сильное, самое буйное и воинственное из всех кавказских народов...»
«Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. 19 века».
Махачкала 1959, Дагестанский филиал АН СССР, стр. 280, документ № 154. Докладная записка ген.-м. Пулло о положении на левом фланге Кавказской линии с 1834 по 1840 гг. и мерах, необходимых к упрочению власти царского правительства над горцами. 1840 г.»
Точнее не скажет даже самый заклятый враг или близкий друг!
6) борз (24 сентября 2007 03:48)
Вообще Аккинцы молодцы, не отделяются от остальных Нохчи. в Хасав-Юрте на сколько я знаю имеются улицы имени шейха Мансура, Байсангура Бено. И диалект в школах преподают плоскостной. ВаЛлахи приятно. Инша Аллах рано или поздно Хасав-Юртовский и прочие районы принадлежавшие Аьккхи будут восстановлены и эти земли будут воссоедины с остальной Чечней
7) Korol (28 сентября 2007 15:26)
Еще хуже ситуация с ламрой Аькхе, у них и Орстхой ликвидировалли Галан-Чожский район(Аькха(Аькхе Мохк) и Орстхой Мохк) и убрали из всех учебников.
8) RUSLAN (30 сентября 2007 17:00)
akkincyi chechencyi molodcyi, oni takie je chechencyi kak i vse myi! i skoro pridet INWA ALLAX den6 koda ICHKERIYA BUDET edinyim gosudarstvom, ALLAXU AKBAR!!!!!!!!!!!!!
9) 89 89 (12 октября 2007 13:32)
...Чеченское общество Аьккха граничило на юге с Кей-Мохк, на севере с Ялхара, на востоке с Галайн-Ч1ож, на западе с Мержа. В основу этнонима, вероятно, легло «аькхе» ( + вахар) - охота, охотиться, люди, живущие охотничьим промыслом.

Аккинцы разделяются на 1)лам-аьккхий и 2)аренан-аьккхий (карабулаки и аккин-цы-ауховцы,различные тейпы чеченцев из Ичкерии и внутренней Чечни), но прямых родственных связей между собой они не имеют.
no
Эти общества сложились независимо друг от друга, в различных климатических и иных условиях. Описываемое Аьккха располагалось у истока левого притока Гехи Осу-хи.Аьккха - центр общества Аьккха, расположен на ю.-в. склоне Морд-лам, на л. б. реки Осу-хи.
Хьаьхильга (Хяхильга) «Пещерке к» - разв. бывшего аула в 6 км к ю. от Аьккха...
10) Orstxo (9 ноября 2007 05:34)
Akki i orstxo odno i tozhe! Galanchozh!
11) ch1anti jo1 (10 февраля 2008 18:49)
iz za akkincev u nas problemi s bratyami ingushami i bratyami avarcami.
12) нохчо (11 февраля 2008 00:56)
ch1anti jo1
и в чём это выражается?
13) Ch1anti jo1 (16 февраля 2008 18:23)
Akkincy bili vislani iz Galanchozha sovetskimi soldatami i e davali im zhit tam dazhe posle pribitiya domoj s Kazaxstana, oni znali, chto oni ni s kem ne ladyat.

Dazhe v Auxe-Xase, sredi Arar-Akxij ix chistix akxe ne bolee 10 procentov, no vse ostalnie vajnaxi nazivajut seya akxi
14) нохчо (16 февраля 2008 23:29)
Ch1anti jo1
полный бред, а ты провокаторша
15) gulan26 (28 февраля 2008 00:45)
Странная и загадочная история аккинцев-ауховцев...Какими явлениями и событиями из истории аккинцев можно объяснить совпадение их мест расселения в равнинной и горной Акьха, Галан-ч1ож с ареалом распространения эпонимов с корневым ГАЛ-\ГУЛ- ?!
Пример: Гули, Гулой-хи, Гул-Армешки, Галай, Гулай-отар и т.п.
16) Ламанхо(не ламро как сюли) (1 марта 2008 22:05)
1) Есть аккинцы(не ламрой(слово ламрой не чеченское), а ламанхой, лам-аккий), этоотдельный автономный тейп-тукхум проживающий около 5 000 лет в Галан-Чоже, где их расположен Аькх(Аькхе-Чю, Аькхе Мохк), рядом с Орстхой Мохк. Они не родствены с арар-аькхий и аькхи Дарьяла.

2) Есть аккинцы в Ингушетии, их называют аькхе с Дарьяла(раньше называлась Лом-Акке, не путать с другой горной Аькхе в Галанчоже).

3) Есть тукхум в Пана-Мохке(Бай Тох, Аух) где проживают чеченцы и ингуши, которых называют условно- Арар-Аькхе(разные тейпы и фамилии ингушей; к ним шло подселение вайнахов практически до 1941 гг).

4) Были еще Чоьхьар-Аькхе прожиивавшие на территории Ставрополья и Осетии(убиты, переселены, потомки(в основном дети) насильно ассимилированы с осетинами и казаками), на тех землях распологалась Щирча-Аькх, где так же жили разные чеченцы тейпов и ингушей.


ПС: Аькх с древних горных и ингушских диалектов означает-Охота, охотник; в средние века и раньше была работорговля, люди шли на Аькху(шли в набег, охоту, за пленными, добычей и т.д.)

Чем занимались орстхойцы(как и многие другие) ? Раньше все были жестоки, а длео в том, что чеченцы тогда были отличные воины, как и всегда и тем, кто охтел проехаться на шее чеченцев смотря на своё численное превосходство, то они получали по шее от нас, они могли опираться лишь на большие Империи и заселять наши равнинные земли.

ПС: те кто называют разнородные сообщества различных аккинцев с ненавистью передавшейся им от своих рабов предков делают это намеренно, потому что различные группы вайнахов объединявшиеся в аькх(охотники за рабами) были пойманы вайнахами и приведены в рабство, с приходом советской власти рабы стали легальными членами вайнахского общества, а их потомки не забыли своей ненависти и злобы на аккинцев...

17) gulan26 (1 марта 2008 23:35)
Как переводится "Галанчож"?
Какие группы вайнахов отличаются светлым цветом волос и синими глазами?
18) со (2 марта 2008 02:06)
gulan26
у моего брата светлые волосы, я брюнет. если в одной семье бывают и те, и другие как ты хочешь по группам вайнахов распределить цвет волос и глаз? winked
19) Nuokh-chua (2 марта 2008 06:09)
«Чем глубже проникните в горы, тем лучше», - напутствовали провожавшие. Нас и самих манил к себе таинственный уголок Чечни - район озера Галанчож, легендарная прародина чеченских племен, исторический центр нахов. Это здесь — в верховьях рек Рошня, Гехи, Фартанга — издревле процветали богатые и многолюдные аулы, славившиеся своей силой и независимостью, гордившиеся древностью родов, населявших их.

Район Галанчож — овеянная преданиями Нашха - область, с именем которой, как полагают некоторые ученые, генетически связано и само название чеченцев («нахчи»). Отсюда, как гласит фольклор, выселился легендарный Турпал Нохчуо, родоначальник чеченцев, мудрый и героический вождь народа, чьи свободолюбивые потомки, отстаивая честь земли отцов своих, слагали мужественные напевы о суровой и неприветливой, но самой дорогой их Родине.




Первыми переселенцами из Нашха в Ичкерию, а затем в долины Ярык-су и Акташ были представители тейпов Пешхой и Цечой. Об этом повествует легенда, которая была опубликована в XIX веке: «Где-то в стороне Баш-лам (Казбека) есть горы, из которых вытекают реки Асса, Фортанга и Гехи. Эти горы называются Аки-лам, там некогда жили предки чеченцев — лам-кристи (т.е. христиане). Эта местность — колыбель чеченцев. Четырнадцать поколений назад часть лам-кристов вышла оттуда и двинулась на восток по причине того, что на их родине от многолюдства им жить стало тесно. Они прошли мимо рек Аргуна и Аксая, но эти реки им не понравились, наконец, они пришли в место, где ныне стоит аул Юрт-аух. Первыми поселенцами здесь были фамилии Парчхой (Пешхой) и Цечёй (Цецёй). Когда они прибыли сюда, в этих местах стоял только один хутор Анди. Других поселений не было».




Самыми уникальными жилыми постройками в горной Чечне, как, впрочем, и в Ингушетии, считаются башенные дома – башни («гала», «галан»). Появление и расцвет башенного зодчества связывают с периодом усиления набегов и войн в эпоху раннего и позднего средневековья. Различают три вида башенных построек: жилые, боевые и сторожевые. Жилая башня состояла из трех ярусов, и в ней проживала большая семья. Жилая башня обычно располагалась рядом с боевой башней – «воу» («бIов/вIов»), которая состояла уже из пяти ярусов, где каждый ярус соединялся посредством приставной деревянной лестницы.

--------------------------------

ГАЛАН-Ч1ОЖ --- У ГОРНЫХ АЬКХЕ(ГАЛАНЧОЖСКИХ) ЕСТЬ ИМЕНА ЛЮДЕЙ КАК - УДИН, Ч1ОЖ, БЮРГ И Т.Д.

ГАЛАН-Ч1ОЖ, ВЕРСИЯ- УЩЕЬЛЕ БАШЕН??
20) Borz Ichkeria (2 марта 2008 15:06)
Первыми переселенцами из Нашха в Ичкерию, а затем в долины Ярык-су и Акташ были представители тейпов Пешхой и Цечой. Об этом повествует легенда, которая была опубликована в XIX веке: «Где-то в стороне Баш-лам (Казбека) есть горы, из которых вытекают реки Асса, Фортанга и Гехи. Эти горы называются Аки-лам, там некогда жили предки чеченцев — лам-кристи (т.е. христиане). Эта местность — колыбель чеченцев.


Баш-Лам, где жили предки не только хасав юртовских чеченцев, но и всей Ичкерии и oстальной Чечни. Рядомс Казбеком расположен Дарьял(Дарьяльское ущелье), которое с древних нахских диалектов и сгрузинского называют Лом-Аьке. А значит Аькх-Чю(Аькхе Мохк) в Галан-Ч1оже и Лома-Аькка(Дарьял) две разные территории.:
sm. zdes:

"Далее легенда гласит, - о хазарском победоносном походе против сынов Таргима, населявшего Закавказье. В войне участвовал Уобос сын царя хазар и «онscil отдал своему сыну долю Кавказа, к западу от реки Ломеки Ломе-хи-горная река-Терек, который делит Дарьяльское ушелье. Дзурдзуку, согласно легенде пришлось потеснится, и жить к востоку от Ломеки за реку Терек оттеснены аланы!!!. Ингуши называют Дарьяльское ущелье ЛомеаIкхи-горное ущелье. Отсюда вывод – нахскиечечено-ингушские племена контролировали Военно-грузинскую дорогу. В имени Уобоса угадывается, древнейшее упоминание ингушского племенного термина «ввепий», которое очевидно проживало к западу от реки Терек . Эрзи -орел, символизирующее племя ввепий, слово староперсидское измененное, возможно символ завоевателя хазарахосрой Уобоса"


См. здесь о горной Аькхе в Нашхе-Галан-Ч1оже:

Район Галанчож — овеянная преданиями Нашха - область, ...


Аккинцы во многом могли пролить дополнительный свет на нашу общую историю. Пока старики живы, у них надо собирать информацию.


Я слышал от Галанчожских аккинцев и орстхой ФУ в трёх видах: Х1у, Фу, Ху (семя). Все три вида они используют, надо у стариков выселенных из горных Орстхой Аькхе Мохк с Галанчожа спросить. Их можно найти в Нестеровке, Серноводске, Бамуте и т.д


Истории на видео от самих аккинцев с Галанчожа:

http://www.akka.ru/?type=pgal&pgal_id=12
&cat=12&subcat=112
21) Korol (8 марта 2008 15:51)
интересно:


У чеченцев есть предание дошедше от стариков, о том что некоторая(или большая часть?) чеченцев произошла от царской семьи бежавшей из Сирии(Шема) , они пришли в Азербаджан, оттуда в Тарки, части их пришли в Шатой, Шарой, Аькхе-Чю(Галанчож), Дарьял(Лом Аькке), Чанти-Аргун и раселились среди чеченцев, которые уже там проживали.
У лишь некоторой части даються эти предания. Но у большинства других есть более полная картина объяснению Шемы(Сирии).


Эта легенда рассказана шароевскими, шатойскими, итум калинскими, галанчожскими стариками, но почему то никто не постарался даже напечатать ее, может существуют до сих пор какая то цензура или табу.

Легенда(предание веков), о том что чеченцы были приглашены верховодить в Шеме, Китае(в Китае былу гунны-гуной,акке и др.), в Египте фараонов жрецами и отборной личной наемной гвардией были чеченцы(есть упоминание о пленении(возможно обманом или раненные) семерых вождей акки; понятие акки тоже условное, с древнейших нахских диалектов переводиться как аькхий(е)-охотники, разведчики (захватчики рабов и рабочей силы), так что аькхий мог быть любой идущий в набег(акх-аькх --дикарь --охотник и т.д.) По этим преданиям, ушедшие чеченцы на княжение, охрану, строительства военной, государственной системы в разных областях мира были от зависти, корысти и т.п. либо уничтожены, либо захвачены, а тем кому удалось бежали с оружием, добавлю сопротивляясь.

В
22) Korol (9 марта 2008 00:49)
В общение со стариками Шатоя, Шароя и депортированных из Горной Акки(Галанчож) старейшин обнаружилось, что в какое то время в Чечню возвратились царствовавшие из Шемы, предания упоминают о группе людей, 4 семействах, с многочисленными друзьями. У горных аккинцев есть предание, что к ним пришел чеченец Акх-Берг(Акберг), аккинцы не говорят, что он был чужеземец, а говорят, был потомком чеченцев, приглашенных править в далекой стране, откуда его потомки и родственники были вынуждены бежать из за восстания, приводяться даже причины, к власти пришел хитрый слуга.

В другом предании говориться Гуены(чеченцы гуной) правили недалеко от границ нынешнего Китая. Тем более у хана Золотой Орды вся личная гвардия состояла из наемников чеченцев.

В царской России, Дикая Дивизия считалась по праву самым отборным соединением, брат царя считал за честь лично кушать, спать с бойцами Дикой Дивизии.

Потомок русского царского престола недавно умерший князь...признался в передаче "Взгляд", что слышал историю как родственник царя хвастался в Кавказскую войну, что убил чеченца на войне, но добавлял, ему никто не верил.

В Имерии Персов у царского двора было такое выражение, если наш владыка идет войной на Кавказ, знайте у него голова сошла с ума.

Слово чеченец, которым называют нохчей(самоназв. чеченцев и ингушей) означает во многих языках бывших империй-образцовый, порядочный, красивый.
23) gulan26 (11 марта 2008 23:10)
Borz Ichkeria
http://www.akka.ru/-интересный сайт, много инфы, источников...Но общее впечатление от историии края («Где-то в стороне Баш-лам (Казбека) есть горы, из которых вытекают реки Асса, Фортанга и Гехи. Эти горы называются Аки-лам, там некогда жили предки чеченцев — лам-кристи (т.е. христиане).) от истории людей его населявших - это ПЕРЕСКАЗАННОСТЬ НЕДОСКАЗАННОГО... Будто не достаёт
канвы, "красной нити", либо ключа.

Korol
Цит.:"В общение со стариками Шатоя, Шароя и депортированных из Горной Акки(Галанчож) старейшин обнаружилось, что в какое то время в Чечню возвратились царствовавшие из Шемы, предания упоминают о группе людей, 4 семействах..." У адыгов Черноморского побережья бытует аналогичная легенда о происхождении некоторых родов от араба(царевича сирийского происхождения)

Цит.:"...у хана Золотой Орды вся личная гвардия состояла из наемников
чеченцев."
Цит.:"...Нужно заметить, что чеченцы, ингуши и осетины, насколько я могъ видъть, питаютъ какое-то инстинктивное отвращеше къ службе въ „солдатахъ". Служить въ милицш они всегда рады. Мн'Ь передавали случаи, что чечепецъ или ингушъ ждете по цЬ-лымъ годамъ вакансия, чтобы поступить въ милицш, и когда завътная мечта осуществляется, радость бываетъ для всей семьи. Поступивши! на службу считается выше, лучше своихъ собратШ, па пего всв смотрять съ уважешемъ, да и онъ самъ считаетъ себя за н'Ьчто въ родъ покровителя семьи."(Н.Харузин- http://www.akka.ru/)
-Подобнные сведения и оценки менталитета невольно напоминают институт наёмных воинов - ГУЛЯМ
24) Ch1enti lamanho (12 марта 2008 01:16)
Чеченцы-аккинцы (самоназвание - аъккий) представляют собой этническую группу чеченцев, проживающих в Аухе. Говорят на аккинском диалекте чеченского языка. Наиболее раннее упоминание об аккинцах встречается в письменных источниках Xvi-xvii веков. Ауховские чеченцы-аккинцы являются переселенцами из Лам-Акки , расположенной в верховьях реки Гехи (отроги Главного Кавказского хребта на нынешней территории Чечни).

«С древнейших времен аккинцы жили в нагорной местности Лам-Акки в Галанчожском районе, где находится урочище Нашах, называемое колыбелью чечено-ингушского народа на Северном Кавказе. Оттуда, общества Акки, вышли равнинные аккинцы(от авт. имееться в виду современная группа разнородных чеченских родов в Аухе, ныне называемые Аренан-Аькхе)» (Дешериев, 1963:75).



У всех ученых одни и те же ошибки! из за названия АЬКХЕ( и тейп, и разные местности, и назвaние воинов чеченцев шедших за рабами).

Дарьял имел и имеет другое название-ЛОМ-АЬККХЕ, есть другая земля в Г1алан-Ч1оже это Аькхе-Чю(Аькх, Аькхе Мохк), есть Пан-Мохк(Арар-Аькх- АУХ).
25) Skorko (13 марта 2008 20:34)
gulan26

Цит.:"...Нужно заметить, что чеченцы, ингуши и осетины, насколько я могъ видъть, питаютъ какое-то инстинктивное отвращеше къ службе въ „солдатахъ". Служить въ милицш они всегда рады. Мн'Ь передавали случаи, что чечепецъ или ингушъ ждете по цЬ-лымъ годамъ вакансия, чтобы поступить въ милицш, и когда завътная мечта осуществляется, радость бываетъ для всей семьи. Поступивши! на службу считается выше, лучше своихъ собратШ, па пего всв смотрять съ уважешемъ, да и онъ самъ считаетъ себя за н'Ьчто въ родъ покровителя семьи."(Н.Харузин- http://www.akka.ru/)
-Подобнные сведения и оценки менталитета невольно напоминают институт наёмных воинов - ГУЛЯМ


Горцы(европейские-кроманьонцы) считались самыми надежными людьми, например у папы Римского охрана из швейцарских горцев, так было и есть с чеченцами(чистыми).
26) Хамхоев (19 марта 2008 04:16)
Предание от Аушевых. Это предание первыми рассказали Аушевы и жители Карабулака(старики), позже это предание много раз ипеределывали(цензура и т.п.)


Ингуши Эги-кеал, Хамхи и Тергим. В союзе с другими соседними родами Беркимхоевых, Евлоевых и родом Ферта-Шоулы, потомки трех братьев, или роды «Трех селений», вооруженной рукой с помощью кабардинцев и кумыков попытались распространить свою власть на ряд соседних вайнахов: фаьппинцев, аккинцев и цоринцев,орстхой и остальных чеченцев загнанных в горы могущественными тюрками Тимура.

Предание от Аушевых: Через землю Эги(сейчас Ингушетия) ехал один аккинец по имени Лорс со своим отрядом. Эги потребовал с него дань за проезд, но аккинец дерзко отказался платить, заявив что эти земли принадлежат им(ред. чеченцам). Тогда Эги сел на своего богатырского коня и выехал против аккинца, предварительно вызвав его на бой. Аккинец Лорс уступал в силе ингушу Эги, Лорс был ловким и смелым воином, но был ранен много раз при набегах на кумыков и кабардинцев...после стычки израненый Лорс получил смертельный удар в голову, Лорса подвел кинжал(шашка?) подаренный черкесом(упоминаеться укрытие о черкесском князе чеченцами(акки) и защиты его от преследующих), сабля ингуша Эги разнесла черкесскую сталь и проломила голову чеченцу, потом Эги столкнул его вместе с конем в реку Ассу. Семь ингушских воинов Эги в центре с 30 кабардинцами, а так же 10 кумыкских конных воинов и 15 воинов аккинцев стали биться между собой. В бою было убито 25 кабардинцев и
кумыков, и 4 ингуша из отряда Эги, и 7 человек из отряда аккинца Лорса(выходец из Бамутских гор). После стычки стороны решили отвести каждая своих воинов. Тогда после передышки стороны стали готовиться к мести за убитых родственников и сделались «кровниками» друг другу. Но, по обычаю, они согласились примириться, уплатив за каждого убитого его родственникам установленный выкуп, «хиелым». Эги, как представитель своего рода и союзник сильных в то время кабардинцев, должен был получить с аккинцев за кровь каждого своего сородича по 12 коров, за аккинца по 12 коров. Стороны выплатили коров, и состоялось общее примирение.

По преданиям Оздоевых обе стороны согласились заплатить за убитых аккинцев 12 коров за каждого, за каждого убитого ингуша 12 коров, платить кабардинцам и кумыкам аккинцы категорически отказались
27) Nashxo Auxovsky (10 апреля 2008 02:15)
Можно предположить, что движение аккинцев на восток происходило в несколько этапов, причем часть их осела в районе низовьев Аргуна. Подобный характер движения аккинцев отразился также и в исторических преданиях, указывающих как на промежуточную область их обитания район р. Мичик . Как уже отмечалось, восточные, равнинные аккинцы(АРАР АКХИ) представляют смешанную в племенном отношении группу, образовавшуюся из орстхойцев, горных чеченцев (преимущественно ичкеринцев) и менее аккинцев. Основу этой группы составили карабулаки. По определению восточных чеченцев, хасавюртовские аккинцы – это ЦИечой тейпа (карабулаки), переселившаяся на восток из Аккилам(Дарьял,Казбек,Джейрах) .По описанию источников 30-х годов ХИХ в. ауховцы занимали земли в ичкеринских предгорьях по долинам Ямансу и Ярыксу, до Акташа, отделявшего их от аварцев общества Салатау . По примерным подсчетам их население достигало 4 тыс. душ м.п., живших в восьми селениях: Кешень-аух , Ярыксу-аух , Юрт-аух , Акташ-аух , Кочкар-юрт, Адзарей-юрт, Алтымирза-юрт, Дзатемир-юрт .


На протяжении всего ХВИИИ в. чеченское население Терско-Сулакского междуречья (Aukh) пополнялось за счет ичкеринцев, карабулаков и лам-аккинцев (22).
Говоря о заселении этих земель чеченцами, профессор П. И. Ковалевский писал, что они «...мало по малу стали спускаться с гор и постепенно занимать под свои аулы Кумыкскую площадь. Так образовался целый ряд аулов от Качкалыковского хребта и чуть не до Кизляра по Тереку, образуя Качкалыковскую Чечню» (23). Влияние же их в Аухе и во всем Терско-Сулакском междуречье было настолько велико, что, как писал генерал В. Потто, «...ни один из князей кумыкских... не смел выезжать, не будучи сопровождаем чеченцем» (24).
28) Ch1etni vu so Auxer (21 апреля 2008 22:43)
Я ч1анти из села Ч1онтой, которое расположенео в Аухе Чеченском, по текхуму я арар-Аькхий. Мои предки из 8 сел спустились в Аух около 600-700 лет назад из Горной Ч1анто(По современному Ч1анти Мохк)
29) lilm7 (22 апреля 2008 12:55)
Интересная история про Чеченцев
Давно хотела почитать о них что-то интересное
30) rrrrrrrr (25 апреля 2008 22:01)
щщщ.магас.ру

Коран 18:83-99. В 18:93 упоминается о народе отдалённого места между двумя горами. Там Дхул Карнайн двурогий (САВ) увидел народ, едва понимавший речь, с которой к нему обращались и который постоянно подвергался нападкам племена ажуж мажуж (гога и магога с севера). Большинство ученных утверждают, что место между двумя горами это Дарьял. Несомненно что нахче/нохчой/нуохчийн/нохчий являются аборигенами Кавказа. Несомненно то что ноахчи раньше всех обжили Дарьял. Более того ноахчи язык относится к самым древним. Ваше мнение?



А что такое Дарьял по вайнахски? Где начинаеться прародина древних кроманьонцев нахов святая Нашиеха? Какое именно название имеет в действительности Дарьял? Читаем внизу:










Немного про историю Дарьяла, чеченское название Дарьяла это Лом Эаьккхе; Ломеаькхе-староингушское название Дарьяла в средние века):



Первыми переселенцами из Нашха в Ичкерию, а затем в долины Ярык-су и Акташ были представители тейпов Пешхой и Цечой. Об этом повествует легенда, которая была опубликована в XIX веке: «Где-то в стороне Баш-лам (Казбека) есть горы, из которых вытекают реки Асса, Фортанга и Гехи. Эти горы называются Аки-лам, там некогда жили предки чеченцев — лам-кристи (т.е. христиане). Эта местность — колыбель чеченцев. Четырнадцать поколений назад часть лам-кристов вышла оттуда и двинулась на восток по причине того, что на их родине от многолюдства им жить стало тесно. Они прошли мимо рек Аргуна и Аксая, но эти реки им не понравились, наконец, они пришли в место, где ныне стоит аул Юрт-аух. Первыми поселенцами здесь были фамилии Парчхой (Пешхой) и Цечёй (Цецёй). Когда они прибыли сюда, в этих местах стоял только один хутор Анди. Других поселений не было».

(прим. авт. в настоящее время известны в Аухе различные тейпы происхождение которых от пешхой, нашхой(парчхойцы), шарой(ауховские), чабирлой(ауховские), чонтой(ч1анти) ауховские, которые входили на равнине Бай-Туха(Аух) в Пхарч, Парчх, считаеться, что они были первыми поселенцами на равнине)

Затем, согласно историческим и фольклорным источникам, из Нашха выселились тейп Беной и другие ичкерийские тейпы. Выходцами из Нашха считают себя и многие чеберлоевские тейпы, а также общества Аргунского ущелья.





Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
© 2005—2015 Нахская библиотека